|
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ
(1891-1953)
БИОГРАФИЯ
Русский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР
(1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904
учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова
(инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола
(музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой
(фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил её как
композитор (1909) и пианист (1914). В годы учёбы в консерватории
начал концертную деятельность. В 1918–33 жил за рубежом; с
успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932
предпринял концертные поездки в СССР.
Музыка Прокофьева – крупнейшего композитора 20 в. – воплощает
гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом
деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему
в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и
психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество
Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области
языка, содержания, средств выразительности, представляя собой
передовое и новаторское явление современной эпохи. Оперное и
балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг
нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приёмы музыкальной
драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний
музыкального театра (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э.
Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910–1920-х гг.
(«Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел»)
проявились особенности творческого метода Прокофьева –
напряжённость и непрерывность музыкально-драматургического
развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и
точность вокальной декламации. От «Игрока» и «Огненного ангела»,
развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С.
Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере «Семён
Котко» – народно-бытовой драме о событиях Гражданской войны и
военной интервенции 1918–20 на Украине, в которой
декламационность обогащается национальной народной песенностью.
Опыт работы над национальной историко-героической тематикой в
жанре киномузыки (кинофильм «Александр Невский», «Иван Грозный»,
в содружестве с режиссёром С. М. Эйзенштейном) оказал большое
влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приёмов
кинодраматургии) и подготовил патриотическую оперу-эпопею «Война
и мир». Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей
развёрнутые народные и батальные сцены с большой ролью хора,
слиты в ней с традициями лирической оперы – психологизмом
выразительных речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В
ней, а также в последней опере – «Повесть о Настоящем человеке»
(где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко
воплотилась связь стиля Прокофьева с русским музыкальным
фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера
«Обручение в монастыре» завершила поиски Прокофьева в области
современной комической оперы.
Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева 20-х
– нач. 30-х гг. («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»,
«Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»). Балеты Прокофьева
2-й пол. 30-х – нач. 50-х гг. («Ромео и Джульетта», «Золушка»,
«Сказ о каменном цветке») принесли советскому балетному театру
мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромео и
Джульетты», глубина трагического конфликта обусловили широту
симфонического развития в балете, новаторскую трактовку
хореографии и музыки, выпуклость музыкальных характеристик.
Продолжая традиции балетов П. И. Чайковского, Прокофьев создал
современные классические образцы жанра. Не менее значительны
достижения Прокофьева в других жанровых сферах. Таковы, прежде
всего, его 7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие
традиции эпического, драматического и лирико-жанрового
симфонизма. 1-я симфония оригинально претворяет черты
гайдновского симфонизма. 2-я симфония (2-частная) сочетает в
себе драматическую напряжённость и жёсткость с красотой русского
распева, подвергнутого изобретательному вариационному развитию.
Тесно связаны с театральным творчеством лирико-драматическая 3-я
(тематизм «Огненного ангела») и лирико-жанровая 4-я («Блудного
сына») симфонии. Эпическая, насыщенная современным содержанием
5-я (по словам Прокофьева, «симфония величия человеческого
духа») и лирико-драматическая 6-я симфонии навеяны событиями
Великой Отечественной войны 1941–45. Ясностью и гармоничностью
отличается музыкально-образный строй лирико-созерцательной,
просветлённой 7-й симфонии. Самобытный стиль фортепианных
сочинений Прокофьева (9 сонат и 5 концертов, циклы) с его
ударной трактовкой инструмента и преломлением
раннеклассицистских фактурных приёмов сыграл значительную роль в
формировании нового пианизма в музыке 20 в. Музыка Прокофьева,
завоевав огромную популярность во всём мире, оказала
значительное влияние на творчество многих советских и зарубежных
композиторов. Ленинская премия (1957, посмертно),
Государственная премия СССР (1943; три – в 1946; 1947; 1951).
Член Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934),
Шведской королевской музыкальной академии (1947), почётный член
«Умелецкой беседы» в Праге (1946).
Оперы – Маддалена (1911; 2-я редакция 1913), Игрок (по Ф. М.
Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва), Любовь к трём
апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),
Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение
1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь), Семён Котко (1940,
Москва), Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946,
Ленинград), Война и мир (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная
редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же). Повесть о
настоящем человеке (по Б. П. Полевому, концертное исполнение
1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва); балеты – Сказка про
шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж), Стальной скок
(1927, Париж), Блудный сын (1929, там же), На Днепре (1932, там
же), Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, 1938, Брно; 1940,
Ленинград), Золушка (1945, Москва), Сказ о каменном цветке (по
П. П. Бажову, 1954, Москва); для солистов, хора и оркестра –
оратория На страже мира (слова С. Я. Маршака, 1950), кантаты, в
т. ч. К 20-летию Октября (текст-монтаж Прокофьева из сочинений
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937), Александр Невский
(1939), вокально-симфонические сюиты, в т. ч. Зимний костёр
(слова С. Я. Маршака, 1949); для оркестра – 7 симфоний
(Классическая, 1917; 1924; 1928; 1930, 2-я редакция 1947; 1944;
1947; 1952), Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915), симфоническая
сказка Петя и волк (1936), Два пушкинских вальса (1949),
различные сюиты, поэмы, увертюры и др.; концерты с оркестром – 5
для фортепиано (1912; 1913, 2-я редакция 1923; 1921; 1931, для
левой руки; 1932), 2 для скрипки (1917, 1935), симфония-концерт
для виолончели (1952) и др.; камерно-инструментальные ансамбли,
в т. ч. сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и
фортепиано, соната для флейты и фортепиано, 2 квартета; для
фортепиано – 9 сонат, циклы Сарказмы, Мимолётности, Сказки
старой бабушки, пьесы; романсы, песни; музыка к спектаклям
драматического театра и кинофильмам.
Интересные факты
1. недопоняли...
Музыка Прокофьева к балету "Ромео и Джульетта" поначалу казалась
всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание
коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две
недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило
отменить спектакль - во избежание полного провала...
При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял
одну и ту же крылатую фразу:
- Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в
балете...
2. успокоил
Как-то раз оркестр, исполнявший одно из произведений Прокофьева
(симфоническую картину "Сны"), страшно фальшивил. Меж тем сам
знаменитый автор присутствовал на концерте. Весьма сконфуженный
дирижер после концерта подошел к композитору с извинениями:
- Приношу вам свои глубочайшие извинения, Сергей Сергеевич, за
не слишком удачное исполнение. Бога ради, скажите, что вы не
очень сердитесь за те несколько фальшивых нот, которые мы
сыграли...
- Не стоит так переживать, - вежливо ответил композитор, - так
как я вообще не услышал ни одной верной ноты, то это
произведение воспринимал как чужое! Так что вы можете быть
совершенно уверены, что я не сержусь на вас...
3. любовь к апельсинам
После премьеры оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" в
Большом театре композитор спросил у своего друга
Ипполитова-Иванова:
- Скажи честно, тебе не понравилось?
Тот ушел от ответа, но назавтра Прокофьев получил от друга
прекрасный натюрморт, блестяще написанный художником
Кончаловским; он назывался "Апельсины". К нему прилагалась
записка: "Дорогой Сергей Сергеевич, посылаю тебе эту чудесную
картину. Прости, но дело в том, что апельсины я люблю только в
таком виде"...
4. портрет с автографом
Как-то раз молодой Прокофьев играл в "Бродячей собаке" -
знаменитом кафе петербургской богемы. Находившийся там в этот
вечер молодой Маяковский сидел за одним из столиков и что-то
увлеченно рисовал.
В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью:
"Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных
нервах уважаемого Владимира Владимировича"...
5. грабеж средь бела дня
В 1945 году в Англии Прокофьеву вручали "Золотую королевскую
медаль" от английского правительства. Однако во время церемонии
случился казус: произнеся длинную приветственную речь,
английский посол вдруг обнаружил, что самой медали-то нет!
Повисла пауза, Прокофьев стоял в полной растерянности, он уже
собрался было уходить, как посол, наконец, опомнился и...
торжественно вложил в руку композитора свои золотые часы.
Большинство журналистов и гостей не поняли, что произошло,
отчего Сергей Сергеевич выглядит таким растерянным. Посол
шепотом сообщил лауреату, что медаль будет с минуты на минуту.
Тем временем начался концерт из произведений композитора. После
него посол незаметно передал Прокофьеву коробочку с медалью.
- А часы, пожалуйста, верните, - улыбаясь, попросил посол, - они
мне дороги, как память.
- Простите, мне мои золотые часы тоже дороги, - совершенно
серьезно ответил композитор.
Теперь растерялся посол:
- Но-о... мы так не договаривались...
- Вы же мне их подарили, при всех, - пряча улыбку, возмущался
Прокофьев. - Теперь просите вернуть! Это просто грабеж среди
бела дня!...
- Да-а... вы правы, но-о...
- Ну, раз уж вам так понравились мои часы, я могу их вам
подарить, - наконец рассмеялся Прокофьев и вернул счастливому
послу его часы.
6. рецензия
Весной 1921 года Париж открыл для себя Сергея Прокофьева. Газеты
так охарактеризовали новую музыку: "Когда дочка динозавра
оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был Прокофьев..."
"Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные
трицепсы... Это не музыка, а звуковой стальной трест..."
7. маэстро и апельсины
Когда в одном из американских театров го товилась постановка
оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", один из владельцев
апельсиновых плантаций явился в театр и предложил дирекции
большую сумму за своеобразную рекламу своей продукции: он хотел,
чтобы в фойе были вывешены плакаты с изображением огромных
апельсинов.
Надпись на плакате должна была гласить:"Именно эти апельсины
вдохновили маэстро Прокофьева написать эту оперу!!! Маэстро
Прокофьев употребляет фрукты только нашей фирмы!"
|