Буддизм
КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ
БУДДИЗМ
Сами буддисты ведут отсчет времени существования своей религии
от
кончины Будды, однако среди них нет мнения о годах его жизни.
Согласно
традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил
с 624 по
544 г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось
2500-
летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание
греческие
свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки,
время
жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В
некоторых
направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368
гг. до н.
э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления
Ашоки и
в связи с этим даты жизни Будды.
Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее
экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией
Древней
Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла из
жертвоприношений
многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших
практически любое
событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее
сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов),
вайшьев
(торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия).
Буддизм с
момента своего возникновения отрицал действенность
жертвоприношения и не
принимал деление на варны, рассматривая общество как состоящее
из двух
категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати
(домохозяева
- люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей -
она
включала людей, обслуживавших господствующие слои.
На территории Индии в VI-III вв. до н. э. существовало множество
небольших государств. В северо-восточной Индии, где проходила
деятельность Будды, их было 16. По своему
общественно-политическому
устройству это были либо племенные республики, либо монархии.
Они
враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже
к концу
жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь
государствами
Магадха и Кошала.
В те времена появилось множество аскетов - людей, не имеющих
собственности и живущих подаянием. Именно среди
аскетов-отшельников и
зарождались новые религии - буддизм, джайнизм и другие учения,
не
признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в
привязанности к
вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней
жизни
человека. Не случайно представителей этих новых учений называли
шраманами
(“шрамана” означает “совершающий духовное усилие”).
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю
какого-либо
сословия, клана, племени или определенного пола, а как к
личности (в
отличии последователей брахманизма Будды считал, что женщины
наравне с
мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для
буддизма
в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом
“брахман” Будда
называет любого благородного и мудрого человека независимо от
его
происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из
классических
сочинений раннего буддизма - “Дхаммападе”:
“Я не называю человека брахманом только за его рождение или за
его
мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и
лишен
благ.
Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу,
кто
даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.
Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остается не
взволнованным, среди поднимающих палку - спокойным, среди
привязанных к
миру - свободным от привязанности.”