Буддизм
БУДДИЗМ У
МОНГОЛЬСКИХ
НАРОДОВ
Когда говорят о буддизме у монголов, бурят, калмыков и тувинцев,
то
имеют в виду причудливое смешение философии учения Цзонхавы,
смутно
понятного тантризма и исконно шаманских верований. Первое
знакомство
монголов с буддизмом произошло еще при Чингиз-хане, а его внук
Хабилай
(1215-1294) решительно порвал с шаманством и стал буддистом.
Сохранилась
легенда об обращении Хабилая. К нему пришли христианский,
мусульманский,
конфуцианский священники и тибетский тантрист Пагва-лама. Хан
сказал, что
примет веру того, кто совершит чудо - к губам хана сам собой
должен
подойти кубок с вином. Эта задача была легко решена тибетским
магом. Но,
несмотря на обращение монгольской знати в новую веру, народ
вплоть до XVI
в . оставался верен шаманству.
С конца XVII в. тибетские и монгольские ламы стали появляться в
Забайкалье, ламаизм начал распространяться среди монгольских
народов
России, уже не столь сосуществуя с шаманством, сколько включая
его в
себя. Наиболее тесно слились две религии в Туве, где ламы были
нередко
женаты на шаманках.
Пантеон монгольского шамаизма сильно отличается от тибетского:
во-
первых, за счет древних монгольских богов, принятых в число
буддийских;
во-вторых, представления о собственно буддийских богах имеют
мало общего
с каноническими буддийскими представлениями.
БЕЛЫЙ СТАРЕЦ - ПОКРОВИТЕЛЬ ПЛОДОРОДИЯ
Одно из самых популярных мест в пантеоне монгольского ламаизма
занимает
Белый Старец (Цагаан-Эбугэн) - хозяин всей земли, лесов, гор,
вод,
повелитель зверей и птиц. Его образ восходит к мифам о боге -
супруге
Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца
изображают
отшельником с посохом в руках ( прикосновение этого посоха даёт
долгую
жизнь), сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом ( и
пещера ,и
персик - символы женского начала); его окружают пары животных и
птиц (
Белый Старец покровительствует размножению). С включением Белого
Старца в
буддийский пантеон о нем стали говорить как о полуисторическом
святом
отшельнике, проповеди которого слушал с уважением сам Будда. В
небе над
пещерой Белого Старца часто изображают дхьяни -будду Амитабху.
ВЛАДЫКА ЗАГРОБНОГО МИРА
Образ индийского бога мёртвых Ямы в Монголии был полностью
вытеснен
образом Эрлика. В добуддийских мифах Эрлик - хитрый и злобный
бог, один
из творцов мира, создающий преимущественно всё дурное, что
окружает
человека. Он - глава злых божеств, владыка подземного мира,
похититель
человеческих душ. С приходом Эрлик из бога, злого ко всем ,
превращается
в жестокого, но справедливого судью загробного мира, получает
титул Номун-
хана - Владыки Закона. Одновременно Эрлик из главы злых духов
становится
предводителем дхармапал, возглавляя их шествие во время
грандиозной
церемонии цам.
ОБРЯДЫ
В течение года буддисты отмечают пять основных праздников,
называемых
Великими хуралами. Первый - Цагалган, праздник Нового года, -
длится 16
дней. К нему подготавливают гороскопы, люди дарят друг другу
различные
амулеты.
Второй праздник - Зула, восхождение Цзонхавы на небо. В этот
день
тысячи светильников зажигаются в память о Великом учителе.
Третий
праздник посвящен учению калачакры. Четвертый - Весак, день
рождения,
Просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни. Это один из
самых
торжественных праздников, совпадающий с началом весны, поэтому
алтари
утопают в цветах. В этот день монахи разыгрывают сцены из жизни
Учителя,
Великие ламы наставляют верующих в Учении.
Пятый и самый зрелищный праздник посвящен Майтрейе (по-бурятски
он
называется Майдари-хурал). Тысячи буддистов приезжают в
монастыри, чтобы
принять участие в процессии, изображающей грядущий приход
Майтрейи. Из
специального храма, имеющегося в каждом монастыре, выносят
золотую статую
бодхисаттвы, помещают на колесницу, и монахи везут ее вокруг
монастыря.
Верующие стремятся прикоснуться к колеснице и коню Майтрейи в
надежде,
что это принесет счастье. Процессия движется под звуки барабанов
и труб.
Некоторые из труб так велики, что их невозможно удержать в
руках, поэтому
их несут два монаха - один трубит, а другой держит трубу на
плече. Все
Великие хуралы сопровождаются торжественными песнопениями в
храмах.
Кроме Великих хуралов не реже одного раза в месяц проводятся
Малые,
собирающие, подобно Великим, всех монахов и множество верующих.
Хуралом
называется также ежедневное богослужение, проводимое в храме
несколькими
или даже одним ламой. Во время любого хурала ламы читают
нараспев текст
той из священных книг, которую надлежит читать в этот день.
Чтение
сопровождается ритуальными жестами, звоном колокольчиков,
ритмичными
ударами в барабан и литавры, звуками больших и малых труб.
Перед каждым ламой стоит столик, покрытый пестрой тканью, - на
нем
лежат книга и ритуальные предметы. Лама сидит на скамье, на
подушках
(облоках); чем выше звание монаха, тем выше его скамья и тем
больше на
ней облоков. Скамьи лам тянутся несколькими рядами вдоль храма,
так что
ламы сидят боком к алтарю.
В центре под балдахином восседает спиной к алтарю глава
монастыря, за
ним блещет золотом огромная статуя Будды или Цзонхавы, по бокам
в один
или несколько ярусов стоят статуи других богов, за их спинами
висят иконы-
танки или же стоят скульптуры тысячи будд нашего мирового
периода. Стены
многих храмов покрыты фресками. Фрески, как правило, изображают
жизненный
путь будды и его учеников. Перед алтарем расставлены подношения
богам -
семь чашечек с водой, блюда с жертвенным рисом, пирамиды,
сооруженные из
раскрашенного теста; клубится дым многочисленных благовоний.
Боковые
части храмов посвящены дхармапалам, у входа - образы локапал
(хранителей
сторон света). Входя в храм, верующие трижды простираются на
полу в знак
своего преклонения перед Буддой, Учением и Общиной или же просто
подносят
молитвенно сложенные руки ко лбу, рту и груди, очищая тем самым
мысль,
речь и тело.
Таков тибетский буддизм. Обилием богов, развитой магией и
обрядностью
он мало походит на буддизм других стран, но всё же это -
буддизм.