Буддизм
Буддизм распостранён:
БУДДИЗМ ВО ВЬЕТНАМЕ
Содержащиеся в китайских источниках косвенные сведения позволяют
утверждать, что первые буддийские проповедники появились на
территории
нынешнего северного Вьетнама во 2-3 вв. н. э. Вначале 3 в.
выходец из
Согда, Кхыонг Танг Хой (200-247), переводил здесь сутры с
санскрита на
вэньянь. Много проповедников прибывало в Заотяц (название
Северного
Вьетнама в 1-5 вв. н. э.) с севера, что обусловило преобладающее
влияние
доктрин махаяны. Возникновение школ во Вьетнаме относится к 6
в.: первую
из них основал в 590 г. индиец из Винитаручи, вторую - наставник
Во Игон
Тхонг из Гуанчжоу в 820 г., третью - китайский монах Гхао Дыонг
в 1069 г.
Все три школы исповедовали учение тхиен, развивали направления
чань-
буддизма. В 13 в. на смену этим школам пришла новая школа тхиен
- Чук-
Лам, основанная в 1299 г. императором Чан Нян Тонгом, который
принял
постриг. Во второй половине 14 в. среди представителей правящей
элиты
усиливается влияние неоконфуцианских доктрин; в связи с этим, а
также с
упадком династии Чан, положение сангхи ухудшается. Реформатор Хо
Куи Ли,
ставший в конце этого столетия фактическим правителем
государства,
придерживался антибуддистских взглядов, производил отчуждение
монастырских владений и насильственно возвращал монахов в мир. В
связи с
20-летней борьбой против войск династии Мин было разрушено
множество
пагод и стел, погибло бесчисленное количество памятников
вьетской
словесности, большая часть которых, несомненно, была связана с
буддизмом.
Именно этим обстоятельством объясняются столь заметные изменения
в раннем
буддизме во Вьетнаме. В конце 14 в. всё большую роль начинают
играть
амидаистские (амидаизм - одно из ведущих направлений буддизма на
Дальнем
Востоке, возникшее и оформившееся в 6 в. в Китае) и тантрические
представления. После нескольких 10-летий стабильности в 1527 г.
престол
был узурпирован Маг Данг Зунгом: за этим последовала 60-летняя
война
между представителями нового правительства и сторонниками
свергнутого
императорского рода Ле, завершившаяся победой последних.
В VIII в. вьетнамская сангха постепенно обретает утраченные
позиции, на
севере Вьетнама возрождается школа Чук Лам.. В период правления
династии
Нгуен возобновляется строительство и ремонт пагод; во второй
половине IX
в. во время господства Франции во Вьетнаме, ухудшается положение
сангхи.
В конце 60-х, начале 70-х годов XX в. в стране наблюдается
“буддийский
ренессанс: ведется широкомасштабное строительство пагод, десятки
тысяч
молодых людей принимают постриг и, поэтому, вслед за полным
освобождением
Южного Вьетнама в 1977 г. примерно 70% монахов возвращаются в
мир.
В настоящее время буддисты представляют собой наиболее
многочисленную
религиозную общину СРВ; из более чем 60-ти миллионов населения
страны
примерно одна треть, в той или иной степени, разделяет учение
буддизма
махаяны. Имеется также в стране несколько десятков тысяч
последователей
буддизма тхеравады.
БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ В XX В.
7Буддизм получил распространение в большинстве европейских
стран:
буддистские организации, центры и небольшие группы имеются
практически во
всех странах Западной Европы, а также в отдельных странах
Восточной
Европы. Почти во всех западноевропейских странах находятся
филиалы
международной буддийской организации “Интернационал Сока
гаккай”.
Старейшими в Европе являются буддийские организации в Германии
(с 1903
г.), Великобритании (с 1907 г.), Франции (с 1929 г.). В Гамбурге
в 1955
г. был образован Германский буддийский союз, т.е. центр,
объединяющий
буддийские организации ФРГ. Во Франции было основано общество
“Друзья
буддизма”. Наиболее крупной и влиятельной организацией в Европе
считалось
и Буддийское общество Великобритании. В Великобритании
существуют также
Буддийская миссия (с 1926 г.), Лондонская буддийская вихара,
храм
Буддхаладина, Тибетский центр и другие общества (всего около
сорока).
Многие члены буддийских обществ в Европе являлись известными
буддологами,
проповедниками буддизма.
БУДДИЗМ В КИТАЕ
В Китае наибольшее распространение получили три религии:
конфуцианство,
буддизм и даосизм. Точную численность последователей каждой из
этих
религий трудно установить, так как все основные религии Китая
тесно
переплелись между собой и нередко верующий одновременно посещает
храмы
двух, а то и трех религий.
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже новой эры. Первыми
распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по
Великому
шелковому пути из центрально-азиатских государств. Уже к
середине II в. с
буддизмом был знаком императорский двор, о чем свидетельствуют
многочисленные жертвоприношения Лао-Цзы и Будде.
Основоположником
буддийских традиций в Китае считается парфянский монах Ань
Шигао,
прибывший в Лоян в 148 г.
Кардинальные сдвиги в положении буддизма в Китае произошли в
IVв.,
когда эта религия завоевала благосклонность правящих верхов
страны.
Буддизм в Китае утверждался в форме махаяны. Из Китая буддизм
распространился в другие страны дальневосточного региона: Корею,
Японию и
Вьетнам.
Революционные преобразования в Китае вызвали к жизни движения
внутри
сангхи. После свержения в 1911 г. монархического строя появились
буддистские школы нового типа, различные монашеские ассоциации и
светские
буддийские общества. Однако, единая общественная организация
буддистов
так и не была создана, а численность монашествующих осталась к
этому
времени крайне незначительной: в 1931 г. насчитывалось лишь 738
монахов и
монахинь.
В 1949 г. после образования КНР, буддистам была гарантирована
свобода
совести, но, в то же время, земельные владения буддийских
монахов были
конфискованы, а большая часть буддийских монахов и монахинь
возвратились
в мир. В мае 1953 г. создана Китайская Буддистская ассоциация.
С началом “культурной революции” в 1966 г. все буддийские храмы
и
монастыри были закрыты, а монахи отправлены на “перевоспитание”.
Деятельность Китайской Буддистской ассоциации возобновилась в
1980 г. В
последующие годы были восстановлены крупнейшие буддийские
монастыри,
открыта Буддийская академия и ряд монастырских школ. В
последующие годы
заметно усилился интерес широких слоев общества к буддийской
религии,
возросло число лиц, посещающих буддистские храмы.
БУДДИЗМ В КОРЕЕ
Буддизм проник в Корею во второй половине IV в. Буддизм в Корее
преимущественно махаянского толка, причем большое значение имел
культ
бодхисаттв. Примерно до XIII в. буддизм развивался успешно, но
со
временем отношение к буддизму все ухудшалось и ухудшалось. И в
конце XIX
в. он находился в полном упадке. После 1945 г. в Северной Корее
буддизм
был практически изжит, но на Юге начал обретать популярность.
Настоящий
подъем его начался в 60-х годах и во многом связан с приходом к
власти в
1961 г. Пак Чонхи, который в отличие от большинства прежних
политиков
(христиан - протестантов), был буддистом. Число храмов, монахов
и
последователей буддизма в этот период начало быстро расти. В
настоящее
время в Южной Корее насчитывается 18 основных школ, главной из
которых
является Чогё, объединяющая подавляющее большинство корейских
буддистов.
Южно-корейские буддисты играют все более заметную роль в мировом
буддистском движении.
БУДДИЗМ В ЛАОСЕ
Буддизм существовал на этой территории еще до образования
первого
лаосского государства Лансанг. В Лансанге буддизм как
господствующая
религия включал в себя элементы тхеравады и махаяны. В первой
половине
XVI в. был издан королевский указ, запрещавший поклонение духам
- пхи,
культ которых был постепенно введен в буддизм. Наибольшего
расцвета
буддизм достиг при короле Сулиньявонгса (правил в 1637-1694 г.).
После
его смерти Лансанг распался на три государства., между которыми
начались
междоусобные войны, приведшие к упадку буддизма и государства.
После
французской колонизации из трех лаосских государств было
сохранено одно -
Луангпрабанг. В 1928 г. французская администрация одобрила
постановление
о реорганизации лаосской сангхи по типу таиландской и объявило
буддизм
государственной религией. После ликвидации монархии и создания
Лаосской
Народно-Демократической Республики буддизм по-прежнему остался
господствующей религией в стране. В стране насчитывается
примерно две с
половиной тысячи монастырей и храмов, свыше десяти тысяч членов
сангхи.
БУДДИЗМ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
Как сообщают средневековые китайские, арабские, персидские и
иные
авторы, до утверждения на территории современного Киргизстана,
Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и юга Казахстана ислама
(8-9
вв.) был широко распространен буддизм. Эти данные получили
подтверждение,
когда в1920-е гг. в данном регионе развернулись археологические
изыскания
(были найдены буддийские храмы, святилища, ступы и иные
постройки,
относящиеся ко 2-10 вв. н. э.).
В Бактрии (области, занимавшей север современного Афганистана и
южные
районы Таджикистана и Узбекистана) буддизм существовал с
династийным
культом кушан и древними местными верованиями зороастрийского и
маздентского круга. За много веков существования в данном
регионе буддизм
утвердился не только в крупных городах и торговых центрах, но
проник и в
сельские поселения.
В древней Маргиане (Мервский оазис, юго-восток современного
Туркменистана) буддизм существовал с официальной религией
Сасонидов -
зороастризмом и погиб вместе с Сасонидским государством при
завоевании
его, во второй половине 7 в., арабами.
В северо-восточных областях Средней Азии (север Киргизстана)
буддизм
распространялся в раннем средневековье. Свидетельства
средневековых
авторов и найденные в Средней Азии буддийские тексты говорят о
том, что
во 2-8 вв. этот регион был важным центром.
БУДДИЗМ В РОССИИ
Традиционные регионы России, где живут буддисты, - Бурятия,
Тува,
Калмыкия, Читинская и Иркутская область. Буддизм на территории
России
представлен школой гелукпа, которая является разновидностью
тибетского
буддизма. Калмыки приобщились к буддизму в 16 в. в Джунгарии
(Китай), а в
17 в. они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию.
Уже в
тот период у калмыков появилась буддийская литература,
переведённая с
тибетского на калмыкский язык.
На территории Тувы буддизм утвердился в конце 18 в., вобрав в
себя
местные шаманские верования и культы. Верующие исповедуют
ламаистскую
форму буддизма (эта форма основана на сочетании черт махаяны и
ваджраяны).
С 1956 г. на территории СССР действовали два буддийских
монастыря
(Иволгинский и Огинский). В 1990-1991 гг. открывается около 30
новых
общин в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Анапе, в городах
Прибалтики.
БУДДИЗМ В США
Буддизм появляется в США на рубеже 19 и 20 вв.; его
последователями и
пропагандистами были в основном иммигранты из Японии, Китая,
Кореи,
буддисты - миссионеры, вокруг которых группировалось небольшое
количество
американцев. В 1893 г. в Чикаго прошёл Всемирный конгресс
религий, на
котором присутствовали буддисты. После конгресса началось
паломничество
восточных буддистов в США и обратное движение - американцев на
восток,
где они проходили обучение в буддийских монастырях.
Одной из крупных буддийских организаций в США является Первый
дзэнский
институт Америки в Нью-Йорке. Центр буддийской тхеравады -
Американская
буддийская академия, которая также находится в Нью-Йорке.
Школа китайского буддизма распространена преимущественно среди
американцев, живущих в Чайна-таун. Буддизм в США характеризуется
наличием
большого количества маленьких групп, принадлежащих к самым
разным
направлениям и школам. Ещё одной характерной чертой
американского
буддизма является его интерес к социальной проблематике:
американцы
обращаются к буддизму, стремясь найти ответы на проблемы,
волнующие и
современное американское общество.
БУДДИЗМ В ЯПОНИИ
В Японии сосуществуют две основные религии - синтоизм и буддизм
(махаяна). Японцы посещают одновременно синтоистские и
буддийские храмы.
Согласно официальным японским хроникам буддийское учение было
принесено
в Японию в 552 г. корейским проповедником из Пекина; новая вера
нашла в
Японии и страстных приверженцев и отчаянных противников.
Япония является крупнейшим в мире центром по изучению буддизма,
привлекающим учёных из разных стран. После Второй мировой войны
значительно активизировалось миссионерская деятельность японских
проповедников за рубежом. В последние десятилетия в Японии
возникло много
новых религиозных течений, из которых выделяют необуддийские
секты:
нитирэн сэсю, рэйюкай и другие.
БУДДИЗМ НА ТАЙВАНЕ
Буддизм (махаяна) был занесён китайскими эмигрантами в 17 в.
Сейчас на
острове имеются филиалы Буддийской Ассоциации КНР, членами
которых
являются десятки тысяч тайваньцев, в том числе учащиеся полутора
десятка
буддийских учебных заведений.
БУДДИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ ГИМАЛАЕВ
Проникновение обусловлено контактом с Индией через исторические
территории Кашмира, Непала, а также экспансией буддизма в
Центральный и
Западный Тибет.
БУДДИЗМ ТАКЖЕ РАСПРОСТРАНЁН :
В Камбодже (в 1989 г. буддизм объявлен государственной
религией).
На острове Шри-Ланка ( в качестве государственной религии
буддизм
утвердился в 3 в. до н. э.)
В Мьянме (распространён в форме тхеравады).
В Таиланде
В Лаосе
Всего в мире насчитывается более 300 млн. верующих буддистов.