Буддизм
УЧЕНИЕ БУДДЫ.
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых
тягостных сторон человеческого существования - страданий,
невзгод,
страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души,
не считая
ее чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в
стремлении к
вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения
буддизма -
это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных
оболочек. В
буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.
Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его
поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира.
Поступая плохо,
он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо,
вкушает радость
и умиротворённость. Таков закон кармы, который определяет участь
человека
и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.
Этот закон составляет механизм сансары, который называется
бхавачакра -
“колесо жизни”. Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев):
неведение
(авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они
формируют
сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы -
физического
и психологического облика человека; нама-рупа способствует
формированию
шести чувств (аятана)- зрения, слуха, осязания, обоняния,
ощущения вкуса
и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира
порождает
само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою
очередь
порождает привязанность (упадана) к тому , что чувствует и о чём
мыслит
человек. Привязанность приводит к хождению в существование
(бхава),
следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение
неизбежно
влечёт за собой старость и смерть.
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое
слово и
дело оставляют свой кармический след, который приводит человека
к
следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять
как
можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение
не должно
зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.
“Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением
желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого я назову
учителем?”
Так сказано в “Дхаммападе”.
Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от
кармы и
выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека,
достигшего
освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной.
Нирвана - это
покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе
с ним и
значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что
составляет
жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь
совершенного,
свободного духа.
ВСЕЛЕННАЯ И ЕЕ УСТОРОЙСТВО.
В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме
практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их
больше, чем
капель в океане и песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои
суша,
океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней
ада,
населённых демонами, духами злых предков - претами и др. В
центре мира
стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На
вершине
горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой.
Ещё выше, в
воздушных дворцах, находятся небеса трёх сфер. Боги, люди и
прочие
существа, которые действуют исключительно ради удовлетворения
собственных
желаний, живут в камадхату - “сфере желания”, разделённой на 11
уровней.
В сфере рупадхату - “мира формы” - на 16 уровнях расположены 16
небес
Брахмы (верховного бога брахманизма). Над ней помещается
арупадхату -
“мир не формы”, включающий четыре высших неба Брахмы. Все боги,
населяющие три сферы, подчинены закону кармы и поэтому, когда их
заслуги
исчерпываются, могут утратить свою божественную природу в
следующих
воплощениях. Пребывание в облике бога такое же временное, как и
во всяком
другом.
Однако, согласно самой древней космологической схеме, существуют
три
главных уровня - мир Брахмы (брахмалока), мир богов и полубогов
(девалока) и мир бога Мары, олицетворяющего смерть и разные
искушения,
которым подвергается человек.
Миры не вечны. Каждый из них возникает, развивается и
разрушается в
течение одной махакальпы; её продолжительность - миллиарды
земных лет.
Она в свою очередь делится на четыре периода (кальпы). По
окончанию
махакальпы мироздание не уничтожается полностью. Только те
существа,
которые достигли просветления, переселяются в мир Брахмы, на
небеса
Абхассараю. Когда на земле опять создаются условия для жизни,
они
рождаются здесь в соответствии со своими прежними заслугами.
Однако не
всякая кальпа становится счастливой, а лишь та, в которой
появляется
Будда. Буддийские тексты называют шесть Будд, которые жили в
мире людей
до Шакьямуни: Вишвабха, Випашьин, Шикхин, Кракучханда,
Канакамуни,
Кашьяпа. Однако наиболее популярен среди буддистов Майтрейя -
Будда,
прихода которого ожидают в будущем.