Буддизм
ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩЕЙ
МИРОВОЙ РЕЛИГИИ
По преданию, через год после смерти Будды его последователи
собрались
вместе, чтобы записать то, что они узнали от Учителя и сохранили
в своей
памяти. Монах по имени Упали пересказал всё, что он слышал о
дисциплине:
правилах приёма в сангху и исключения из неё, нормах,
регулирующих образ
жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Всё это
было
объединено в свод текстов, получивших название “Виная питака”.
Всё, что
Будда говорил по поводу самого Учения и методов религиозной
практики,
пересказал его ученик Ананда. Эти тексты вошли в “Сутра
питаку”(“Корзина
бесед”). Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели
содержание
канона. Это собрание получило название Первого буддийского
сангити, или
собора. Считается, что на Первом соборе была канонизирована и
третья
часть учения, “Абхидхарма питака”, - систематическое, можно
сказать,
философское изложение Учения.
Однако между членами сангхи (община верующих) возникли серьёзные
разногласия по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи
выступали за
смягчение и даже отмену жёстких страниц, в то время как другие
настаивали
на их сохранении. Уже в IV в. до н. э. это привело к расколу
сангхи на
махасангхику (“большую общину”), объединявшую сторонников общего
“обмирщения” буддийской общины, и стхавираваду или тхераваду
(“учение
старейшин”), сторонники которой придерживались более
консервативных
взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений буддизма)
считают,
что раскол произошёл на Втором буддийском соборе в Вайшали,
через 100 лет
после первого.
С появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления царя
Ашоки
(III в. до н. э.), буддизм из учения превращается в своего рода
государственную религию. Царь Ашока из всего учения особенно
выделял
правила буддийской морали.
При Ашоки появилось множество сект и школ: по общепринятой
классификации - 18. В это же время собрался Третий буддийский
собор в
Паталипутре, на котором были осуждены учения некоторых
буддийских школ, а
школа тхеравады получила поддержку царя. Именно в этот период
был создан
буддийский канон “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (на
санскрите), что означает “Три корзины”. Последователи разных
направлений
буддизма уже два с половиной тысячелетия спорят между собой о
том, когда,
где и на каком языке были канонизированы “Три корзины”.
Махаянисты
считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под
покровительством царя
Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию -
“Трипитаку”. А
приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в
29 г. до
н. э. на острове Шри-Ланка, и там была записана “Трипитака” на
языке
пали.
Наряду с философией развиваются буддийские ритуалы и искусство.
Богатые
покровители финансируют строительство ступ. Вокруг этих
мемориальных
сооружений, где содержатся остатки Будды и другие буддийские
реликвии,
складывается особый культ, к ним совершаются паломничества.
После смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов,
покровительствующей брахманизму, центр перемещается на Шри-
Ланку. В
течение трёх последующих веков буддизм превращается во
влиятельную
религиозную силу на всей территории Индии, а во времена династии
Сатаваханов распространяется в Ценральной Азии. В эпоху
правления второго
после Ашоки знаменитого покровителя буддизма Канишки(I-II вв. н.
э.)
влияние этой религии простирается от северных границ Индии до
Центральной
Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся
в
торговых центрах Северного Китая. Через южный морской путь
буддизм
проникает в Южный Китай.
С начала новой эры буддизм приобретает черты религии
цивилизации. Он
объединяет в единое пространство разные народы и территории,
образуя
сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему
этому
пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения.