Буддизм
ВАДЖРАЯНА
С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее
несколько
названий: ваджраяна (“алмазная колесница”), буддийский тантаризм,
эзотерический буддизм, тибетский буддизм и др. Это нкаправление
еще
больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности.
Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для
махаяны,
противопоставлялась мгновенная, подобная молнии реализация
природы будды.
Варджаяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения,
который
проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку
имеет место
передача знаний “от посвященного к посвящаемому”, варджаяну
называют
также эзотерическим буддизмом, а европейцы , еще в XIX в.
обратившие
внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских
буддистов, стали именовать эту религию ламаизмом.
Ваджра (“молния”, “алмаз”) является символом твердости,
несокрушимости, истинности учения будды. Если в других
направлениях
буддизма тело считалось символом страстей, удерживающих человека
в
сансаре, то тантризм ставит тело в центр своей религиозной
практики,
считая, что в нем заключена высшая духовность. Осуществление
ваджры в
человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны)
и
относительного (сансары). В ходе специального ритуала
раскрывается
присутствие природы будды в человеке. Исполняя ритуальные жесты
(мудры),
последователь ваджраяны реализует в собственном теле природу
будды;
произнося священные заклинания (мантры), он реализует природу
будды в
речи; а созерцая божество, изображенное на священной диаграмме
или схеме
вселенной, реализует природу будды в собственном уме и как бы
становится
буддой во плоти. Таким образом, ритуал преобразует человеческую
личность
в будду, и все человеческое становится священным.
В ваджраяне развивается не только ритуал, но и философия. Вся
буддийская литература объединяется в два основных собрания:
“Ганджур”-
канонические сочинения- и “Данджур” - комментарии к ним. К IX в.
ваджраяна весьма широко распространяется, но приживается главным
образом
в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI-XVII вв.
приходит в
Россию.
Как всеазиатская религия буддизм достиг своего пика именно к IX
в. Под
его влиянием находилась значительная часть Азии и прилегающих к
ней
островов. В этот период религиозная практика в рамках одного
направления
буддизма в разных странах почти не имела различий. Например,
махаянисты
Индии читали те же тексты и занимались теми же медитативными
упражнениями, что и махаянисты Китая, Центральной Азии и других
регионов.
Более того, буддизм оказывал существенное влияние на религиозные
традиции
этих регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в
Японии,
шаманство в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии,
воспринимая
буддийские идеи и ценности, в свою очередь сами оказывали
влияние на
буддизм..
Однако после IX в. ситуация изменилась. Буддизм пришел в упадок
и к
XII в. постепенно был вытеснен из Индии.