Буддизм
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ФОРМЫ БУДДИЗМА
Победное шествие буддизма по странам Азии началось еще до новой
эры. С
III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии
(нынешние
Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э. - в Китае, со II в. - на
полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с
VII в. -
в Тибете, с XII в. -в Монголии. Используя свой главный принцип -
не
нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов
и по
возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился везде
и,
привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например,
в Китае
этот процесс начался с V-VI вв. В VIII-IX вв. там успешно
распространялись по крайней мере уже два чисто китайских
направления
буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и школа чань. В
Японию
буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские школы тяньтай,
хуаянь-
цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань постепенно
завоевали
Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон, амидаизма и
дзэн.
Однако в Китае буддизм подвергался атакам как извне - от
иноземных
завоевателей, так и изнутри - со стороны возрожденного
конфуцианства.
Правда, он не был совершенно вытеснен из этой страны, как
случилось в
Индии, но его влияние неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же
процесс
повторился в Японии, где укрепилась национальная религия -
синтоизм.
Вообще появление и утверждение буддизма, как можно видеть на
примере
Китая, Индии и некоторых других стран, своеобразно стимулировало
возрождение местных религиозных традиций. Если они, впитав все
достижения
буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству
буддизма
приходил конец.
В каждом регионе развивались своя собственная буддийская
символика и
буддийские обряды - почитание святых мест, календарные
праздники, обряды
жизненного цикла, подпитываемые местными традициями. Буддизм
вошел в
кровь и плоть многих и многих народов, стал частью их
повседневной жизни.
Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения.
Буддизм
способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры
(строительство
храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства
(буддийская
скульптура и живопись), а также литературы. Это хорошо видно на
примере
поэзии, вдохновленной идеями дзэн-буддизма.
С ослаблением влияния крупных монастырей, которые в эпоху
расцвета
буддийской цивилизации были своего рода “государствами в
государстве”,
главную роль в жизни буддистов стали играть небольшие местные
монастыри и
храмы. Власти начали гораздо более активно вмешиваться в
религиозные дела
сангхи. Особая ситуация сложилась в Тибете, где образовалось
теократическое государство, управляемое главой “жёлтошапочной “
школы
гелукпа далай-ламой, который являлся и государственным, и
религиозным
лидером. Ламы доносят послание Будды и открывают его смысл
ученикам,
поэтому их почитают как непогрешимых божеств, вера в которых
важнее
знания буддийских догматов.
БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ
Пожалуй ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев
таких
сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне
понятно -
буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской
европейской цивилизации. В нем отсутствовало представление о
боге-творце
и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было
в нем и
религиозной организации, подобной христианской церкви. А
главное, вместо
райского блаженства и спасения он предлагал верующим нирвану,
принимающуюся за полное небытие, ничто. Неудивительно, что
человеку
Запада, воспитанному в христианских традициях, такая религия
казалась
парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от самого
понятия
религии, образцом которой считалось, естественно, христианство.
“Единственная, но зато огромная услуга, которую может оказать
буддизм,
- писал известный буддолог XIX в. и убежденный христианин
Бартолами Сент-
Иллер, - состоит в том, чтобы своим грустным контрастом подать
нам повод
ещё более ценить неоценимое достоинство нашей веры”.
Однако для некоторых западных мыслителей идеи буддизма как
религии,
противоположной христианству, но столь же распространенной и
почитаемой в
мире, стали важным орудием критики западной культуры, западной
системы
ценностей и самого христианства.
К этим мыслителям относятся прежде всего Артур Шопенгауэр,
Фридрих
Ницше и их последователи. Именно благодаря им, а также
основателям новых
синтетических религиозных течений, во многом противопоставлявших
себя
христианству (например Елене Блаватской и её сподвижнику
полковнику
Олькотту, основателям Теософского общества), в конце XIX -
начале XX вв.
буддизм начал распространяться на Западе и в России.
К концу XX столетия Запад пережил уже много волн увлечения
буддизмом в
разных его формах, и все они оставили в западной культуре
заметный след.
Если в начале XX в. европейцы зачитывались текстами палийского
канона в
переводах виднейших буддологов, то после Второй мировой войны
благодаря
переводам Э.Конзе европейский мир познакомился с махаянскими
сутрами.
Приблизительно в это же время известный японский буддист Судзуки
открыл
для запада дзэн, увлечение которым не прошло и до сих пор.
В наши дни растет популярность тибетского буддизма. Высокий
авторитет
нынешнего Далай - ламы, который из-за преследования китайских
властей
живет в изгнании - в Индии, немало способствовал известности
учения школы
гелукпа. Всё это позволяет сказать, что буддизм, оказавший
влияние на
движение битников и хиппи, на творчество американских писателей,
таких,
как Джером Сэлинджер, Джек Керуак и другие, стал составной
частью
современной западной культуры.
В России влияние буддизма долгое время практически не ощущалось,
хотя
на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в
монгольском
варианте (буряты, калмыки, тувинцы).
Сейчас на волне общего религиозного возрождения наблюдается
оживление
деятельности буддистов. Созданы Буддийское общество, Буддийский
университет; восстанавливаются старые и открываются новые
буддийские
храмы и монастыри (дацаны), издается большое количество
буддийской
литературы. В обеих российских столицах и в ряде других городов
действуют
центры сразу нескольких буддийских традиций.