Буддизм
ИСТОРИЯ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ
БУДДИЗМА В ТИБЕТЕ
Согласно буддийским хроникам, Будда Шакьямуни ещё при жизни
предсказал
расцвет Учения “в далекой северной стране”, населенной в ту пору
только
демонами. Авалокитешвара, бывший в то время учеником Будды,
решил
заселить эту страну людьми. Для этого он принял облик царя
обезьян,
пришел в Тибет и стал здесь мужем горной ведьмы. Часть их
потомков
унаследовала характер отца (они добры и благочестивы), часть -
характер
матери (они жестоки и не желают следовать Учению). Этим
несходством
характеров супругов - прародителей объясняли буддийские историки
многочисленные гражданские войны тибетцев. Собственно
религиозных войн
тибетцы никогда не вели. Однако знать различных областей Тибета,
борясь
за власть обычно поднимала знамя либо какой-нибудь из буддийских
школ,
либо добуддийской религии. Поэтому изложение истории буддизма в
Тибете
необходимо начать с добуддийских времен.
БОН
До принятия буддизма тибетцы верили во множество духов,
населяющих всю
природу и большей частью враждебных человеку. В небесах царили
самые
могущественные боги - лха (отсюда и имя богини Лхамо), на земле
- владыки
урожая сабдаги, в водах - духи лу. Люди, распахивая поля, ставя
запруды и
мельницы на реках, разрушали дворцы сабдагов и лу; из-за этого
духи
гневались и насылали на людей беды, а те стремились умилостивить
их
жертвами. Если же и после этого духи продолжали вредить, то люди
обращались за помощью к колдунам - заклинателям духов. Этих
колдунов
называли бон-по - “служители религии бон”.
Бон, как и буддизм имеет подробные сказания о возникновении
вселенной.
Одно из них повествует о Клумо (Богине Вод) , из головы которой
вышло
небо, из тела - земля, из глаз - солнце и луна, из дыхания -
облака, из
крови - реки, из слёз - дождь. Когда она открывает глаза -
наступает
день, когда закрывает - ночь. Возможно образ вселенской богини
Клумо
повлиял на образ и почитание Лхамо.
С развитием буддизма в Тибете приверженцы бон были вынуждены
многое
заимствовать из новой религии. Возник образ Великого Учителя,
подобного
Будде,- Шенраба, жившего многие тысячи лет назад. Вообще бон со
временем
все меньше напоминал черную магию с элементами шаманства, в нем
зародилась и вызрела идея Просветления; и сейчас по некоторым
классификациям бон - одна из пяти основных школ тибетского
буддизма
(гелукпа, кагъюпа, сакъяпа, ньингмапа и бон).
НАЧАЛО БУДДИЗМА В ТИБЕТЕ
Согласно легенде первые символы буддийского учения попали в
Тибет в IV
в. чудесным образом: с неба упал золотой сундук, где находились
изображения молитвенно сложенных рук и ступы, шкатулка с мантрой
ОМ МАНЕ
ПАДМЕ ХУМ на крышке и священная книга. Правивший в то время царь
Тибета
Лхатотори не смог понять значение этих предметов, и никто из
бон-по не
нашел им объяснения. Поэтому сокровищам воздали должное
почитание.
Более столетия спустя великий царь Сонгцен-Гамбо (правил в
613-649 гг.)
пожелал постичь значение эти предметов. Для этого он призвал из
Индии
буддийских проповедников. Так начинается история тибетского
буддизма.
Однако проповедники пребывали в Тибет не только из Индии. Они
сопровождали принцесс из Непала и Китая - Бхрикути и Вэнь-Чэн,
ставших
женами Сонгцен-Гамбо. Считается, что они привезли с собой в
столицу
Тибета Лхасу большие статуи Будды, которые и по сей день
являются одной
из главнейших святынь страны.
Сонгцен-Гамбо называют воплощением Авалокитешвары, а его жен -
воплощениями Белой и Зеленой Тары. После смерти они превратились
в три
луча белого цвета, которые вошли в лоб статуи Авалокитешвары и
растворились в ней.
Сопротивление бон по приходу новой религии было окончательно
сломлено в
царствование Трисонг-Децэна (правил в 755-797 гг.). При нем
строились
буддийские храмы, приглашались учителя из Индии, но проповедь
философского буддизма успеха не имела. Тогда в Тибет прибыл Гуру
Падмасамбхава (Учитель, рожденный в лотосе).
Легенды повествуют, что Падмасамбхава был родом из страны
Удияна,
которую историки помещают то в Кашмире, то в Индии, то в
Пакистане, а
буддисты считают её легендарной страной Шамбалой.
Правитель Трисонг-Децэн, объявивший в 781 г. буддизм
государственной
религией Тибета, никогда не ставил перед собой задачу
уничтожения бон-по.
Он говорил: “Чтобы мне удержаться, бон нужен также, как и
буддизм, Чтобы
защищать подданных, необходимы обе религии, и чтобы обрести
блаженство,
также нужны обе они.”
В 836 г. престол занял внук Трисонг-Децэна, Дарма, получивший за
свою
жестокость прозвище Ланг(Бык). Ланг-Дарма принялся с неслыханным
прежде
размахом истреблять буддизм и буддистов. Он заставлял монахов
становиться
охотниками или мясниками, что для буддиста хуже смерти. Впрочем,
непокорных всё равно ждала смерть. Буддисты объявили Ланг-Дарму
воплощением бешеного слона, некогда укрощенного самим Буддой, но
вновь
проявившего свой гневный нрав.
Спустя всего шесть лет после воцарения Ланг-дармы ненависть к
нему так
возросла, что царь был убит. В последующие столетия в монастырях
Тибета
сформировалось несколько школ, которые теперь называются
“красношапочными”(по цвету головного убора монахов). Кроме уже
названных
ньингмапы и кагъюпы к ним относится и школа сакьяпа. В этих
школах
господствует идеал “прямого пути”, ваджраяны: практикующему
надлежит
отрешиться от всего мирского, добровольно подвергнуть себя
заточению в
горной пещере, где и проводить все время в медитациях, в
созерцании
йидама. Поскольку все вещи по своей природе “пусты”, хороши или
плохи
только в зависимости от нашего сознания, то в принципе все
равно,
поднести ли божеству воду в золотой чаше или кровь в чаше из
черепа,
благовония или нечто дурно пахнущее. Но “красные” секты
предпочитают
второе, ибо внешняя красота подношений усиливает привязанность к
миру,
внешняя же их безобразность отвращает помыслы от мира и
устремляет к
Просветлению, Описанный выше ритуал чод (принесение своего тела
в жертву
духам) особенно практикуется именно в “красных” сектах.
Доктрина “прямого пути “дает возможность достичь Просветления в
нынешней жизни. Самым ярким примером служит личность великого
отшельника
и поэта Миларепы (1052-1135). В молодости он убил из мести
несколько
десятков человек, обрушив на них бонские чары, но затем стал
буддийским
монахом. Миларепа проводил зимы в пещерах, ничем не обогреваясь,
многие
месяцы жил почти без еды, постигая истину. Свои духовные
переживания он
изливал в прекрасной поэтической форме.
Однако нередко простые монахи прикрывали доктриной “прямого
пути”
собственную распущенность, и потому возникла необходимость
ограничить
чрезмерное увлечение магией, восстановить монашескую дисциплину.
Эти
реформы провел в середине XI в. великий философ Атиша
(982-1054). Атишу
считали воплощением бодхисаттвы мудрости Манджушри, верили, что
ему
покровительствует Белая Тара. В созданной им секте кадампа
воскрешались
обычаи ранней общины, простота жизни (Атиша не допускал в
монастырях
частной собственности) и суровая дисциплина. Цвет одежды монахов
был
желтым, как когда-то у учеников Будды.
С Атишей пришла в Тибет из Индии философская система калачакра
(“колесо
времени”), объединяющая в себе сокровенное мистическое учение и
астрологию (именно к калачакре относятся 12-летний и 60-летний
циклы
восточного календаря).
Учение калачакры также предлагает ответ на вопрос о природе
времени,
давая представление о мировых периодах (кальпах) и их этапах -
разрушении
предшествующего мира; “пустоте”(таком существовании вселенной,
где нет
ничего проявленного); основании нового мира и, наконец, о
завершающем
этапе - когда в мир приходят будды. Эта картина круговорота
времени
отражается и в малых временных циклах, и в жизни человека.
Считается, что учение калачакры было изложено Буддой царю
легендарной
страны Шамболы Сучандре, и из этой страны спустя полторы тысячи
лет оно
пришло к людям..
РЕФОРМЫ ЦЗОНХАВЫ
Религиозные реформы Атиши были продолжены Цзонхавой (1357-1419),
крупнейшим деятелем тибетского буддизма, называемым тибетцами -
его
последователями - “третьим Буддой” и “Великой Драгоценностью”.
Он
известен как основатель ламаизма. Цзонхавой была основана школа
гелукпа
(“школа добродетели”). Сам Цзонхава считал себя не столько
реформатором,
сколько реставратором изначального буддизма. Основные идеи его
сочинений
- развитие взглядов предшественников.
Цзонхава усовершенствовал изложенное ещё Атишей деление людей по
их
способности воспринимать Учение на три категории. С учением о
трёх
категориях людей тесно связано и представление о трёх
направлениях
буддизма (хинаяне, махаяне, ваджраяне) как о трёх ступенях на
пути к
Просветлению. Вначале человек идёт путём хинаяны, т. е.
монашеской
дисциплины, а также изучает основы философии; затем он осознаёт,
что
индивидуальное спасение невозможно, и даёт обет бодхиссатвы,
одновременно
постигая философию махаяны. Для достижения цели - спасения людей
- он
прибегает к тантрическому учению и медитациям ваджраяны.
Лама (“высочайший”) - духовный учитель и наставник для тех, кто
стремится постичь философию и мистическую практику. Тем же, кто
далёк от
Учения (а таких среди тибетцев большинство), он своими молитвами
обеспечивает благое перерождение. Поэтому для простого человека
почитание
ламы - основное условие приближения к Просветлению. Высокая роль
наставника в мировоззрении школы гелукпа привела к тому, что
учение
Цзонхавы западные исследователи стали называть ламаизмом.
В настоящее время тибетскую форму буддизма исповедуют монголы,
буряты,
калмыки, тувинцы. Много её последователей имеется в Европе и
США.
Популярность учения Цзонхавы среди народа объясняется тем, что
Цзонхава
провозглашал спасение реально достижимым и для простого
человека, который
вынужден кормить семью и не имеет времени и сил заниматься
философией.
Путём к спасению является опора на ламу.
ДАЛАЙ-ЛАМЫ
Гедун-дуб (1391-1474), племянник Цзонхавы, спустя столетие после
смерти
был провозглашён I Далай-ламой. Титул “далай-лама” (“океан
премудрости”)
носили с конца VI в. правители Тибета, одновременно
возглавлявшие и
церковь , и государство.
Каждый далай-лама незадолго до своей смерти оставляет сообщение
- где
следует искать его новое воплощение. Перед тем как разыскивать
нового
главу Тибета, высшие ламы обращаются к астрологам, и те называют
место и
сроки следующего воплощения Авалокитешвары. Ребенка узнают по
многим
приметам: необычным событиям при рождении, странному поведению в
младенчестве и т.п. Цепь поисков завершается своеобразным
экзаменом -
ребенок должен из большого количества вещей выбрать “свои”, т.е.
те, что
принадлежали предыдущему далай-ламе.
Впервые титул и власть получил III Далай-лама, двое предыдущих
были
провозглашены далай-ламами посмертно. При V Далай-ламе (XIIв.)
Тибет
достиг своего расцвета: были изгнаны захватчики, страна
объединилась,
процветали науки и искусства. Но со временем Тибет стал не в
состоянии
бороться с внешними врагами. XII Далай-лама, а затем и нынешний
, XIV
Далай-лама были вынуждены эмигрировать в результате вторжений
англичан и
китайцев. Буддисты всего мира молятся о возвращении Далай-ламы в
столицу
Тибета Лхасу, в его дворец Поталу.
Иерархия ламаистского духовенства в общем виде такова: над всеми
стоит
далай-лама, который в настоящее время воспринимается как глава
не только
секты гелукпа, но и всего тибетского буддизма. Затем следует его
духовный
наставник панчен-лама, за ним - настоятели монастырей, далее
идут простые
ламы. Не следует думать, что всякий тибетский или монгольский
монах по
праву может называть себя ламой, ибо “лама” означает нечто вроде
наличия
высшего буддийского образования, а это может быть достигнуто
только
многими годами изучения языков, философии, медицины и других
наук. Более
того, не всякий человек ,постоянно живущий в монастыре, является
в полном
смысле слова монахом - ибо буддийский монах должен соблюдать 253
правила
благочестивой жизни.
Тот, кто дал такой обет и выдержал ряд экзаменов по буддийским
наукам,
получает предшествующую ламе степень - гелонг. Ниже гелонгов
стоят гецулы
- молодые люди, только начавшие настоящее монашеское обучение, а
еще ниже
- мальчики-послушники, геньены. Конечно, такая четкая лестница
монашеских
степеней выдерживается только в больших монастырях Тибета. В
Монголии и
Бурятии нередко ламой именуют того, кто читает тибетские
молитвы, лишь
наполовину умея их перевести. Это не значит, что образованные
ламыза
пределами Тибета не встречаются совсем, - они есть, и, как
правило, это
врачи и астрологи.
Главным признаком принадлежности к основанной Цзонхавой школе
гелукпа
является желтая шапка монаха, поэтому ламаизм называют “жёлтой”,
или “
жёлтошапочной” верой. “Красная” и “жёлтая” веры кажутся
противоположными
друг другу: одна исповедует мистическое учение, постигаемое в
результате
многолетней медитации, другая - философское. В одной безбрачие
обязательно, в другой не обязательно. Но вражды между двумя
направлениями
тибетского буддизма нет - каждый верующий готов со вниманием
выслушать
представителей другой школы.