|
Философия Нового
времени
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Ф.Бэкон родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при
королеве Елизавете. С 12 лет обучался в Кембриджском
университете (колледже св.Троицы). Избрав политическую карьеру в
качестве жизненного поприща, Бэкон получает юридическое
образование. В 1584 г. избирается в палату общин, где остается
до восшествия на престол Иакова I (1603г.) и разгона парламента.
Начиная с этого времени он быстро поднимается по политической
лестнице, достигнув в 1618 году должности лорда-канцлера. Весной
1621 года Бэкон был обвинен палатой лордов в коррупции, предан
суду и от сурового наказания освобожден лишь по милости короля.
На этом политическая жизнь Бэкона завершилась, и он всецело
отдался научным занятиям, которым и до того посвящая много
времени.
Наиболее известный труд его - Новый Органон - вышел в свет в
1620 году Бэкон написал за свою жизнь много книг, из которых
следует упомянуть также "Опровержение философией(1608), О
достоинстве и приумножении наук(1623) и вышедшую посмертно Новую
Атлантиду.
В истории философии и науки Ф.Бэкон выступил как провозвестник
опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать
образ новой науки, отправляясь от твердо принятых и
последовательно продуманных представлений о значении знания в
обществе и человеческой жизни. Уже в Кембридже юный Бэкон остро
пережил неудовлетворенность традиционной (схоластической)
наукой, полезной, по его словам, лишь для побед на
университетских диспутax но не в решении жизненных задач,
стоящих перед человеком и обществом Старая философия бесплодна и
многословна - таков краткий вердикт Бэкона Главным делом
философа становятся критика традиционного познания и Издание
нового метода постижения природы вещей. Он упрекает мыслителей
прошлого за то, что в их трудах не слышно голоса самой природы,
созданной Творцом.
Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям -
обеспечению благополучия и достоинства человека. Это и
свидетельство выхода человечества на дорогу истины после долгого
и бесплодного плутания в поисках мудрости. Обладание истиной
обнаруживает себя именно в росте практического могущества
человека. Знание - сила - вот путеводная нить в прояснении задач
и целей самой философии.
Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает
и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого
он не знает и не может ничего- этим афоризмом Бэкона открывается
его Новый Органон. Возможности человеческого разумения и науки
совпадают, поэтому так важно ответить на вопрос: какой должна
быть наука, чтобы исчерпать эти возможности?
Учение Бэкона разрешает двуединую задачу - критически проясняет
источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости
и указывает на правильные методы овладения истиной. Критическая
часть программы Бэкона ответственна за формирование методической
дисциплины научного разума. Впечатляет и позитивная ее часть, но
она написана, по замечанию великого Гарвея, личного врача
Бэкона, по лорд-канцлерски.
Итак, что же препятствует успешному познанию природы?
Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по
мнению Бэкона, господством над сознанием людей так называемых
идолов. Он выделяет четыре их основных вида: идолы рода, пещеры,
рынка и театра. Так образно представлены типичные источники
человеческих заблуждений.
Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из
смешения нашей собственной природы с природой вещей. Последняя
отражается в ней как в кривом зеркале. Если в человеческом мире
целевые (телеологические) отношения оправдывают законность наших
вопросов: зачем? для чего? - то те же вопросы, обращенные к
природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все
подчинено только действию причин, и здесь законен лишь вопрос:
почему? Наш ум следует очистить от того, что проникает в него не
из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только
Природе.
Идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из такого
источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в
мире. Чтобы освободиться от их власти, необходимо достигать
согласия в восприятии природы из разных позиций и при различных
условиях. В противном случае иллюзии и обманы восприятия
затруднят познание. Идолы рынка- это заблуждения, проистекающие
из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значениями,
принимаемыми нами некритически. Слова способны подменить
обозначаемую ими вещь и взять ум в свой плен. Ученый должен быть
свободен от власти слов и открыт самим вещам для того, чтобы
успешно их познать.
И, наконец, идолы театра - заблуждения, проистекающие из
безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать
истину в вещах, а не в изречениях великих людей. Борьба с
авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Следует
безоговорочно признать лишь один авторитет, авторитет Священного
Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться
только на опыт, в котором ему открывается Природа. Разведение
двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону
примирить существенно различные ориентации познания, вырастающие
на почве религиозного и научного опыта, укрепить автономность и
самозаконность науки и научной деятельности.
Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков
открытый и внимающий опыту - таково исходное положение
бэконовской философии. Для овладения истиной вещей остается
прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующему
нам успех. Бэкон противопоставляет этот привычному пути Традиции
следующим образом: Есть только две возможные дороги поисков и
обнаружения истины. Одна от чувства и частных случаев переносит
сразу к аксиомам самого общего характера, и затем дает дорогу
суждениям на основании этих принципов, уже закрепленных в их
незыблемости с тем, чтобы вывести на их основании промежуточные
аксиомы; это наиболее распространенный путь. Другая - от чувства
и частного приводит к аксиомам, постипенно и непрерывно
поднимаясь по ступеням лестницы обобщения, до тех пор, пока не
подведет к аксиомам самого общего характера; это самая верная
дорога, хотя она еще не пройдена людьми. Второй путь это путь
методически продуманной и усовершенствованной индукции. Дополнив
индукцию целым рядов приемов, Бэкон стремится превратить ее в
искусство вопрошания природы, ведущее к верному успеху на пути
познания. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав
чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон
тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих
философских традиций новоевропейской философии.
Родоначальник эмпиризма вместе с тем ни в коей мере не был
склонен недооценивать значение разума. Сила разума как раз и
проявляет себя в способности такой организации наблюдения и
эксперимента, которая позволяет услышать голос самой природы и
истолковать сказанное ею правильным образом. Поэтому свою
позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел,
собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в
мед, с деятельностью ткущего паутину из самого себя
(односторонний рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу
разные предметы (односторонний эмпиризм). Почему же тем не
менее, он остается философом эмпиризма? Ценность разума - в его
искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена.
Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи
отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом,
имеет основополагающее значение. Разум можно определить через
опыт (например, как искусство извлечения истины из опыта) но
опыт в своем определении и пояснении в указании на разум не
нуждается, а потому может рассматриваться как инстанция от
разума независимая и самостоятельная.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были
заложены французским философом Рене Декартом.
|