Христианство
Соперники христианства.
Одним из сильнейших соперников христианства был гностицизм.
Основное
различие этих систем заключалось в том, что у гностиков бог
абсолютен в
своем совершенстве и именно поэтому не является творцом. Мир
есть мир зла,
управляемый демонами, поэтому он сотворён не богом, а творцом
(демиургом),
воплощающим Зло, иногда, кстати, отождествляемым с иудейским
Яхве.
Преимущество учения гностиков было в том, что оно не получило
строго
канонического оформления. Именно поэтому гностические идеи и
течения могли
существовать и внутри иудейства, и внутри христианства, питая
многие секты,
с которыми христиане вели долгую и ожесточенную борьбу на
протяжении трех
веков (с II-VI).
Победа христианства над гностицизмом была обусловлена тем, что
гностицизм
переносил защиту от мирового зла преимущественно в область
астрологии,
демонологии, ангелологии и магии, тогда как христианство обещало
спасение
через искупление грехов жертвенной смертью Христа и
проповедовало
внутреннее самосовершенствование, основанное на вере. Поскольку
главным для
гностиков было интуитивное познание истины, а не поведение в
реальном мире,
их этические взгляды были неопределенны, а теории зыбки, поэтому
расцвет
гностических и полугностических учений приходится на первую
половину II в.,
когда христианство еще не набрало должной силы.
Другим серьезным соперником христианства был митраизм - Культ
бога Митры.
Подобно христианству, митраизм обращался прежде всего к низшим
слоям
населения, обремененным всякими тяготами, созданными Римской
империей.
Подобно гностицизму, митраизм никогда не имел писаного канона.
Во главе
митраистической системы стояло Бесконечное Время, аналогичное
богу
гностиков. В мире боролись доброе и злое начала, Митра также был
демиургом
(создателем), но в отличие от демиурга гностиков добрым: он был
посредником
между божественными силами вселенной и человеком, защитником
человека и
образцом для подражания в жизни. Он обещал праведникам
посмертное
блаженство после Страшного Суда.
Митраизм был религией, которую намного легче было приспособить к
традиционным политеистическим религиям и социальным ценностям
Римской
империи, нежели христианство, и тем не менее, образ Иисуса был
понятнее и
привлекательнее, чем следование за явно мифологическим,
сверхъестественным
Митрой. Поэтому митраизм не пережил V века, и потомки его
приверженцев, как
и большинство гностиков, влились в христианские общины.
Более мелкими соперниками христианства были такие
религиозно-мистические
сообщества, как орфики и герметисты. Они тем более не устояли
против него -
орфизм - из-за политеистичности и крайней замкнутости, герметизм
- из-за
слишком абстрактного и отчасти магического характера.