Христианство
Епископы и их власть
Через двести лет после начала христианской проповеди христиан
было много
и на западе: они про дворе и в войске, среди богатых людей. Из
разных
вкладов в общинах христиан составились большие средства. В
городах
христиане выстроили крупные церкви. Общины пересылались между
собою
письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими
делами они
выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым
уважаемым и
сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным
имуществом. К
нему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы
идти к
судье. Христианин, отправлявшийся в другую страну со
свидетельством от
епископа, встречал у собратьев по вере горячий прием: ему давали
приют,
омывали ноги, сажали на первое место за столом.
Некоторые епископы в больших или старых городах, Антиохии,
Александрии,
Иерусалиме, пользовались особым почетом. К мнению этих
патриархов или пап
особенно прислушивались. Всего боле значения имел римский
епископ, потому
что Рим считали вечным городом, главой мира.
Христианские общины распространились к 300 году по всем
областями Римской
империи. Епископы стремились утвердит во всех общинах порядки,
одно учение,
одни обряды. Когда поднимался между общинами спор о том, как
понимать
учение, епископы съезжались вместе с пресвитерами на собрания;
на этих
синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-нибудь
от
утвержденного порядка или учения, считался еретиком, т.е.
“раскольником”,
“отрезающим” себя от общей церкви. Еретиков отлучали от церкви,
т.е.
объявляли лишенными спасения.