Иудаизм
Мессия / Машиах
Вера в Машиаха и в эру Машиаха глубоко укоренилась в еврейской
традиции.
Из 13 Догматов веры Рамбама самым известным стало: «ани маамин,
я всем
сердцем верю в приход Машиаха, и хотя он может задержаться, я
буду ждать
его прихода каждый день». В концлагерях, говорят, многие евреи
пели ани
маамин, направляясь в газовые камеры.
Традиция утверждает пять самых важных вещей относительно Машиаха.
Он
будет происходить из рода царя Давида, завоюет суверенитет над
землёй
Израиля, соберёт евреев с четырёх сторон света, восстановит
полное
соблюдение Торы и, наконец, принесёт всем народам мир.
Современный реформистский иудаизм давно не ждёт индивидуального
Машиаха,
который должен усовершенствовать мир. Вместо этого реформисты
говорят о
будущем, в котором приведут к воцарению мира человеческие
усилия, а не Б-
жественный посланец.
В сознании традиционных евреев вера в персонального Машиаха
занялав
последнии годы центральное место. Хотя мессианская идея давно
вдохновляет
евреев и заставляет их работать ради тикун олам
(совершенствования мира),
но трезвое прочтение еврейской истории указывает, что, когда
евреи думают,
что Машиах вот-вот прибудет, результаты обычно катастрофические.
В 1984
году было арестовано религиозное еврейское подполье. Среди
прочего они
планировали взорвать мечеть в Иерусалиме, чтобы освободить
Храмовую гору и
восстановить Храм. Такая акция могла спровоцировать джихад
(священную
войну) мусульман против Израиля, но некоторые члены группы этого
и хотели,
считая, что мировая агрессия против евреев заставит Б-га
немедленно послать
Машиаха. Когда вера в Машиаха начинает определять политические
решения,
идея Машиаха перестаёт быть вдохновляющей и становиться опасной.