Иудаизм
Кабала
Кабала - термин, применяемый к целому ряду разновидностей
еврейского
мистицизма. Кабала стремится проникнуть в самые глубины
Б-жественной
сущности. В Талмуде есть история, повествующая о четырёх
мудрецах (Бен
Азай, Бен Зома, Элиша бен Авуя и раби Акива), которые собрались
вместе и
занялись мистическими упражнениями,есть мнение, что им удалось
попасть в
ган эден(райский сад). Бен Азай, отмечает Талмуд, «посмотрел и
сошёл сума,
Бен Зома умер. Элиша бен Авуя стал еретиком и изменил иудаизму.
Один раби
Акива зашел с миром и вышел с миром. Именно этот случай наряду с
более
поздними фактами утраты рассудка вынудили мудрецов вынести в 17
веке
решение, по которому Кабалу разрешалось изучать только женатым
мужчинам
старше 40 лет, хорошо знакомым с Торой и Талмудом и, у которых
есть два
ребёнка разных полов старше 13 лет.
Самая известная кабалистическая книга – «Зогар», обнародованная
в 13 веке
Моше де Леоном, который утверждал, что её авторство принадлежит
мудрецу 2
века Шимону бар Йохаю. Некоторые современные ученые считают, что
Де Леон
сам был автором «Зогара», ортодоксальные кабалисты по-прежнему
уверены в
авторстве Шимона бар Йохая – для них он не только автор книги,
но и
человек, зафиксировавший мистическую традицию, уходящую к
временам Моше.
Книга «Зогар написана на арамейском языке (как и Талмуд) в виде
комментариев к пяти книгам Торы. Если большинство комментариев
интерпретируют Тору как повествовательный и правовой текст, то
мистики
склонны рассматривать её «как систему символов», которые
открывают тайны
установления космоса и даже секреты Б-га.
Кабала издавна была одной из ведущих сфер еврейской мысли. В
Кабале
встречаются идеи, которые многим кажутся нееврейскими, например,
вера в
переселение душ. Между 1500 и 1800 гг., отмечает Шолем, «Кабала
широко
считалась подлинной европейской теологией», и почт никто не
воспринимал её
критически. Однако с вхождением евреев в современный мир, в
котором
рациональное значение ценится выше, чем мистическое, о Кабале
стали
забывать. В последние годы заметен рост интереса к Кабале,
сегодня она
изучается евреями-хасидами и многими не верующими евреями,
воспринимающими
её как часть альтернативной контр культуры.