Иудаизм
Заповеди (Мицвот)
Получив Тору, евреи получили 613 заповедей. 248 из них являются
утверждениями (то, что нужно делать) и 365 - запретами
(запрещенные
действия). В современном мире никто не соблюдает все заповеди.
Сотни из них
связаны с жертвоприношениями животных в Храме, чистотой и
нечистотой.
Знаменитый еврейский мудрец Хафец-Хаим (1838 - 1933) подсчитал,
что сегодня
актуальны менее трёхсот заповедей. Существуют также заповеди
установленные
Талмудом, они помогают удержаться от греха. Например, в Торе
написано: " не
вари телёнка в молоке матери". Мудрецы же сказали, что нельзя ни
только
совмещать молоко и мясо, но и посуду, в которой готовят эти
продукты, а
также после съедения мясного не прикасаться к молочному как
минимум 2 часа.
Многие ортодоксальные евреи увеличивают этот промежуток до 6-8
часов.
Законы, связанные с принятием пищи, называют законами кашрута.
На первый
взгляд, такие постановления могут показаться совершеннейшей
ерундой, но это
не так. Например, если хранить молоко рядом с мясом, то продукты
быстрее
портятся, что может привести к появлению микробов, а в
дальнейшем и к
эпидемии. Свинину же раньше не употребляли во всех восточных
странах, это
связано с тем, что даже вяленое мясо свиньи долго храниться при
высоких
температурах не может.
Следует также упомянуть о правилах соблюдения субботы (шабата).
В Торе
написано, что Б-г сотворил землю, светила, растения, животных и
первых
людей за шесть дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом
религиозный
еврей не совершает действия, направленные на разрушение или
сотворение чего-
либо. Считается, что если все евреи смогут соблюсти 2 шабата, то
это
приблизит пришествие Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение
в субботу
предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени».
Таким
образом, шабат воспринимается как дар Б-жий Израилю, знак завета
Б-га с Его
народом и знак откровения Б-жьего, способ жить с ощущением
Творца. Суббота
представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев,
способ
почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в
шабатних молитва,
читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на
дневной службе,
а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с которой
начинается
суббота:
«…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими,
и был
избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал
его самым
желанным из всех дней, в память сотворения мира».
Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления.
Нужно
уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К
материальным
приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить
еду,
накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное
торжество.
Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи.
Обычно это
делает мать семейства в сопровождении дочерей или маленьких
детей. Это
действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи
приветствуют
приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о
субботе
возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том,
что
человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два
ангела,
добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для
встречи шабата
и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё
будет так
же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да
будет так»).
Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть
все будет
так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли
ответить:
«Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино,
которое
символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб,
напоминающий о
двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев
по пустыне.
После празднования читают шабатнюю молитву благодарения.
Церемония
завершения субботы носит название «Авдала» Читаются
благословения над вином
и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения
дел
наступающей недели, для других это способ продления праздника.
Еврейская традиция считает, что и не евреи связаны семью
правилами,
восходящими к временам самого праведного из не евреев – Ноя (Ноаха).
Из
них шесть правил запрещающих и одно постановляющее:
1) Не отвергай Б-га (например, идолопоклонством).
2) Не Б-гохульствуй.
3) Не убивай.
4) Не прелюбодействуй.
5) Не кради.
6) Не ешь мяса, отрезанного от живого животного.
7) Не создай суд для обеспечения выполнения шести предыдущих
заповедей.
Иудаизм считает каждого не еврея, который им следует, праведным
человеком, которому обеспечено место в грядущем мире (раю).