Иудаизм
Великие наставники
народа
РАБИ АКИВА (? - 135 г. н.э.). Образ раби Акивы давно превзошёл
по
масштабу его историческую фигуру. Возможно, это величайший
учёный Талмуда
и, безусловно – самый большой мученик из его персонажей. В
отличие от
многих ведущих учителей иудаизма, он происходил не из видной
семьи
мудрецов, а был сыном и внуком обращённого в иудаизм иноверца. В
молодости
он был пастухом и не получил никакого образования. Тем не мение
Рахель,
дочь его богатого хозяина Кальба Цавуа, почувствовала в его душе
нечто
особенное и сказала, что выдет за него замуж, если он будет
изучать Тору.
Они поженились против воли Кальба Цавуа, который тут же лишил
свою дочь
наследства. Но , не смотря на нищету, в которую попала семья,
жена поощряла
занятия мужа. Через несколько лет уже не одна Рахель видела
выдающиеся
способности раби Акивы. Он был не только мудрецом, но и смелым
человеком.
Когда римские власти объявили изучение торы преступлением, он
продолжал
учить. Антиримская направленность раби Акив, впрочем, выходила
далеко за
рамки изучения Торы. Когда Шимон Бар-Кохба поднял восстание в
132г. н.э.
против Рима, раби Акива стал одним из его наиболее горячих
последователей.
Римляне, подавив восстание, приговорили мудреца к смерти. С него
содрали
кожу и сожгли на костре. За все время казни у него вырвался лишь
один стон.
Считается, что в этот момент Г-сподь сказал, что если услышит
еще один
стон, то вернёт мир в первоначальное состояние. Считается, что
Тора не
забыта, благодаря рабе Акиве и его многочисленным ученикам.
МАЙМОНИД /РАМБАМ (1135 – 1204). Труды и достижения этого
еврейского
мыслителя 12 века охватывают невероятное множество проблем.
Рамбам первым
составил полный систематизированный кодекс еврейского права
(«Мишне Тора»),
им опубликован комментарий ко всей Мишне и т.д. Полное имя
Рамбама (Раби
Моше бен Маймон). Щн родился в Испании не задолго до прихода к
власти
фанатиков-масульман. Чтобы избежать преследований со стороны
этой
мусульманской секты (которая предоставляла христианам и евреям
жесткий
выбор - принят ислам или умереть), Рамбам бежал с семьёй в
Мароко, затем в
страну Израиля, наконец, в Египет, где был назначен врачом
султана.
Главным его вкладом в еврейскую жизнь остаётся «Мишне Тора»,
кодекс
еврейского права. Он хотел составить книгу, которая служила бы
руководством
по поведению в любых ситуациях. Этот кодекс избавлял от
необходимости
тратить массу времени на поиски нужного места в Талмуде и
позволял
обходиться его пособием. Позже он послужил моделью для «Шульхан
Арух» (свод
законов), кодекса 16 века, до сих пор авторитетного среди
ортодоксальных
евреев. Рамбам – один из немногих еврейских мыслителей, чьё
учение повлияло
и на нееврейский мир: многие из философских концепций
«Наставника»,
посвящённые Б-гу и другим теологическим проблемам, имели
значение не только
для евреев. Фома Аквинский в своих трудах ссылается на «раби
Моисея»
обнаруживая своё глубокое знакомство с «Наставником». Известное
выражение
гласит: «От Моше (Торы) до Моше (Рамбама) не было подобного
Моше».
РАШИ (1040 – 1105). Рамбам считается величайшим еврейским
философом и
интеллектуалом средних веков. Раши же – величайший учитель этого
времени.
После его смерти прошло около девятисот лет, но евреи, изучающие
Тору и
Талмуд (две самые важные книги иудаизма), неизменно пользуются
его
комментариями. Из сотен переизданий Талмуда, начиная с 16 века,
практически
ни одно не обходилось без комментариев этого французского еврея.
И если бы
Раши не написал свой комментарий, объясняющий трудные арамейские
слова и
ведущий читателя по прихотливым и иногда запутанным логическим
путям,
Талмуд мог бы оказаться окончательно забытым. Величайший
еврейский
учитель родился в Труа (Франция) в 1040 году. Его полное имя –
раби Шломо
бен Ицхак, сокращенно Раши. В то время Труа проживало не более
сотни
евреев. Кажется необычным, что такой крупный учёный вышел из
столь
маленькой общины, ведь современные евреи, живущие в небольших
общинах,
обычно жалуются на невозможность дать своим детям нормальное
еврейское
образование в таких условиях. В молодости Раши провёл несколько
лет в
йешиве в Майнце. Когда ему было 25 лет, он вернулся в Труа и
открыл свою
собственную еврейскую школу. Раши не брал платы за обучение,
получая доход
от нескольких, принадлежавших ему виноградников. Последние годы
жизни Раши
были омрачены волной антисемитизма, прокатившейся по Франции и
Германии
вместе с крестоносцами. Хотя через Труа крестоносцы не
проходили, в других
местах Европы тысячи евреев были убиты, ещё тысячи изувечены, и
ещё тысячи
ограблены.