Здравый смысл. Наивный реализм
Что означает тезис о том, что здравый смысл является первичным в
концептуальном отношении? Давайте сравним то, как человек
приобретает здравый смысл, с тем, как он осваивает более
специализированные и более сложные виды знания - научное,
техническое, религиозное и т.п.
Здравый смысл - это представления людей о природе, обществе,
самих себе, складывающиеся под воздействием их повседневного
жизненного опыта и общения. В процессе эволюции общества,
культуры и человеческого мышления эти представления проходят
довольно жесткий отбор. Лишь такое знание закрепляется в
арсенале здравого смысла, которое достаточно адекватно отражает
среду человеческой жизнедеятельности и соответствует его формам
практики.
Важно подчеркнуть, что здравому смыслу с его "житейскими
понятиями" (как их называл известный психолог Л.С.Выготский)
никто не обучает специально и планомерно. Он осваивается всеми
нормальными людьми в естественном жизненном процессе, в
повседневном общении людей, в частности детей и взрослых, в
действиях с предметами нашего обычного жизненного мира. Это
сходно с тем, как мы осваиваем родной язык, с которым, кстати
сказать, здравый смысл связан очень тесно.
Важно и то, что для своего освоения здравый смысл не требует
какого-либо предварительного знания. Он не является
переинтерпретацией знания о вещах, известных нам каким-то иным
образом. Мир впервые предстает в сознании человека в формах и
понятиях повседневного здравого смысла. Именно поэтому а можем
говорить о его концептуальной первичности.
Здесь можно привести такую, достаточно точную, аналогию. Подобно
тому, к мы изучаем и осваиваем второй (иностранный) язык на базе
первого (родного) языка, так и научным или другим
специализированным знанием мы овладеваем на основе нашего
"первого" знания - неспециализированного, более или менеe
применимого ко всем сферам человеческого опыта здравого смысла.
Но и усвоив сколь угодно большие запасы теоретического знания,
мы не перестаем оставатъся субъектами обыденной жизни, и в
большинстве ситуаций используем здравый смысл как неизбежный для
нас и универсальный вид знания.
Некоторые философы, например Платон и Гегель, очень невысоко
оцениваем познавательное значение здравого смысла и считали, что
наука и философия радикальным образом порывают с его "плоскими и
вульгарными истинами" и строят свой, совершенно иной
теоретический мир. Но такая позиция далека от реальности.
Здравый смысл и естественный язык продолжают оставаться
концептуально истоком даже самых абстрактных теоретических
построений и специализированных языков науки. "Вся наука
является не чем иным, как усовершенствованием повседневного
мышления"', - утверждал Альберт Эйнштейн, который в рей теории
относительности, казалось бы, наиболее далеко отошел от обычных
представлений здравого смысла.
Пока мы приводили аргументы в пользу важности и неизбежности
здравого смысла. Но возникает вопрос: если он столь хорош, то
зачем тогда вообще нужна наука? Дело в том, что хотя здравый
смысл необходим и неизбежен в концептуальном отношении, то, что
он утверждает о существовании и свойствах вещей, в определенном
смысле является ложным. Это связано с наивным реализмом - общей
эпистемологической установкой, встроенной в повседневное
мышление.
Наивный реализм - это убеждение в том, что реально все, что
нормальный человек воспринимает в нормальных условиях (при
хорошем освещении, в подходящей перспективе и т.п.) и описывает
общепринятым и соответствующим фактам языком.
Конечно, могут встречаться обманы чувств, иллюзии (например,
преломление палки на границе воды и воздуха, увеличение размеров
солнечного диска при закате и т.д.), но все это, с точки зрения
наивного реализма, единичные явления. илом же мир, окружающий
нас, мир цветных, пахнущих и звучащих вещей - деревьев с
шелестящей листвой, журчащей воды, столов и стульев и т.п. -
имен, но таков, каким мы его воспринимаем.
Между тем наука говорит нам, что чудный запах розы суть лишь
диффузия молекул определенных веществ в воздухе, что звуки и
цвета - волновые процессы, что все эти цветные макрообъекты на
самом деле являются композициями огромного числа бесцветньк и
беззвучных микрочастиц. Еще Демокрит учил, что вокруг нас лишь
иллюзия, "кажимость", реальны только "атомы и пустота".
И современная наука полагает основой реального поля,
микрочастицы и их взаимодействия