Космология и
онтология
Предметом космологии является универсум, всеохватывающее целое,
к которому принадлежит все, что имеет пространственное или
временное расположение. Наши знания об универсуме постоянно
увеличиваются. Но что касается бытия, то наши знания о нем не
увеличиваются. Мы можем быть осведомленными о нем, чувствовать
его присутствие, быть осененными бытием, но никак не можем его
знать. Может быть, чтобы лучше понять бытие, нужно вынести
универсум за скобки, снять все интересы и способы
утилитарно-практического ношения к миру, например, забыть о
ежедневной озабоченности - зарабатывании на жизнь, строительстве
дома, участии в социальном движении, помощи другим людям и т.д.
Видимо, можно сказать, что термины "универсум" и "бытие" суть
лишь различные аспекты, различные способы нашего отношения к
реальности. Можно относиться к реальности как к объективному
материальному миру, как к некой натуральной субстанции, имеющей
свою структуру и содержание.
Универсум открыт для рационального объяснения, с ростом науки он
становится все более интеллигибельным. Мои знания об универсуме
вполне объективируемы, их я могу передать другому человеку. Но
бытие - это не часть универсума, его содержание, или внутренняя
структура, оно не становится по мере наших знаний чем-то более
понятным, интеллигибельным. Оно за интелигибельностью. Оно не
может быть объектом или обстоятельством. Здесь нет
увеличивающейся глубины и широты, нет чего-то спрятанного. Здесь
не бывает х. открытий. Образно говоря, адекватным будет только
молчание в присутствии бытия, однако это будет насыщенное
молчание, наполненное благоговеем перед чем-то принципиально
непостижимым. Однако это только образ, поскольку, как мы уже
говорили выше, философия - это не молчание, а попытка высказать
невыразимое.
Осведомленность о бытии есть тип человеческого отклика на то, на
что способен откликнуться только человек. Наше выживание как
человеческих существ, наша жизнь зависят от опыта разумности.
Однако осведомленность о бытии не является необходимой для
выживания или удовлетворения жизни. Осведомленность о бытии (осененность
бытием) обладает таким духовным качеством, которое, добавляясь к
разуму, вводит особое, специальное измерение в наш опыт.
М.Мунитц, известный американский метафизик, сравнивает
осведомленность о бытии с духовным здоровьем и говорит также о
том, что эта осведомленность, если она есть, является
"невыразимым аккомпанементом" любой деятельности или опыта'.
Осененность бытием не похожа на веру в Бога, поскольку бытие -
это не источник универсума или человека, оно не есть некая
высшая целостность, оно не обладает какой-либо степенью добра,
любви, справедливости и т.п. Не имеет смысла вера в бытие или в
его конечный триумф. Не имеет смысла искать союза с ним, в том
понимании, в каком верующий или мистик ищет союза с Богом, его
нельзя достичь молитвой или послушанием. Мы можем быть открыты к
бытию, но оно не ищет и не ожидает открытия.
Осененность бытием создает другой порядок и качество жизни,
отличные от религиозной веры или научного понимания. Достижение
этой осененности есть специфически философская проницательность.
Стоять в свете бытия - не значит отрицать мир, превращать его в
иллюзию, не значит отбросить или минимизировать наши контакты с
миром. Это просто означает, что у нас появляется другое
измерение нашего опыта, эта осененность окрашивает все виды
нашего взаимодействия с миром - практические, эстетические,
интеллектуальные ч т.д. "Бытие, говорил М.К.Мамардашвили, - это
то же самое, что незаконная радость. Нет никаких причин к тому,
чтобы мы были, и тем радостнее быть, и тем больше продуктивной
гордости можно от этого испытать".
Эйнштейн говорил, что в науке работают три категории ученых.
Первые - те, кто наделен исключительными интеллектуальными
способностями, они занимаются наукой так же, как спортом, это
для них увлекательная игра. Вторые - те, кто смотрит на науку
как на способ зарабатывай денег, с таким же успехом они могли бы
заниматься чем-нибудь другим. Таких большинство. Третьи - те,
кто приходит в науку, толкаемый туда скукой, монотонностью
обыденной жизни, бессмысленной ее повторяемостью и пустотой
наших обычных стремлений и потребностей, которые никогда не
удовлетворяются. Наша жизнь ведь в этом плане никогда не
получается. И если человека охватило такое ощущение, то он
уходит в науку. Потому что занятие абстрактной наукой вынимает
его из круговорота и стихийного потока жизни, обрывает какие-то
ненужные и нелепые зависимости.
Но еще с большим основанием, чем о науке, это можно сказать о
метафизике, метафизике как образе жизни, когда человек пытается
жить интересами чистого разума, без всякой надежды или, лучше
сказать, интереса к успеху, карьере, обогащению и т.п.,
интересами, которые направлены на исследование последних
оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла
человеческого существования. "Математика, естествознание,
законы, искусства, даже мораль, - писал И.Кант, - не заполняют
душу целиком, все еще остается в ней место, которое намечено для
чистого и спекулятивного разума, незаполненность которого
заставляет нас искать в причудливом или в пустяках, или же в
мечтательстве видимость занятия, а в сущности лишь развлечение,
чтобы заглушить обременяющий взор разума, требующего, в
соответствии со своим назначением, чего- то такого, что
удовлетворяло бы его для него самого, а не занимало бы его ради
других целей или в пользу склонностей"'.
Слово "бытие" введено Парменидом. До этого предметом изучения в
античной науке и философии были сущие вещи, но не сущее как
таковое. Парменидом был сделан важный шаг вперед в деле
становления философии. Как пишет Доброхотов, проблема
заключалась в самообосновании философии - может ли мысль
независимо от опыта открыть объективную, общезначимую истину.
Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся рядов -
ряда вещей и да мысли, точку совпадения мышления и бытия. У
Пифагора такой точкой было число, у Гераклита слово (логос), у
Парменида - бытие. Посмотрим текст Парменида в издании А.В.
Лебедева:
"ЕСТЬ". На нем - очень много знаков,
Что сущее нерожденным, оно и не подвержено гибели,
Целокупное, единородное, бездрожное и законченное.
Оно не "было" некогда и не "будет", так как оно "есть" сейчас -
все вместе (одновременно)...
Как и откуда оно выросло? Из не-сущего ("того, чего нет")? Этого
я не разрешу ;'.
Тебе высказывать или мыслить, ибо нельзя ни высказать, ни
помыслить: "Не есть" .
Да и какая необходимость побудила бы его
(Скорее) позже, чем раньше, начав с ничего, родиться на свет?...
Равно как и из сущего сила достоверности никогда не позволит
Рождаться чему-либо кроме него самого...
Каким образом то, что есть (сущее-сейчас), могло бы быть потом?
Каким образом оно могло бы быть-в-прошлом (или "стать")?
Если оно "было" (или:"стало"), то оно не есть, равно как если
ему ; (лишь) некогда предел, стоит быть... ?
И оно неделимо, ибо оно все одинаково,
И вот тут его ничуть не больше, а (вот там) ничуть не меньше...
Тем самым Все непрерывно: ибо сущее примыкает к сущему.
неподвижное, в границах великих оков......
Таким образом, бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает,
оно существует всегда, иначе оно не было бы бытием, а зависело
бы от чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно
неделимо, либо оно есть все целиком, либо его нет; его не может,
следовательно, быть больше или меньше, оно здесь и сейчас, оно
не может быть завтра или вчера; оно целокупно и непостижно,
невозможно про него сказать, что оно развивается, поскольку оно
в каждый момент самодостаточно; оно завершение, законченно,
существует в строгих границах и похоже на совершенно круглый
шар, любая точка на поверхности которого одинаково отстоит от
центра. Шар, центр которого везде, а периферия нигде, - так в
Средние века определяли Бога.
То, что здесь говорится о бытии, мы можем засечь и
приблизительно понять через такие проявления в нас, такие
бытийственные характеристики, как совесть, любовь, честь, ум и
т.д. Скажем, не может быть совести на пятьдесят процентов,
совесть неделима, либо она есть, либо человек бессовестный,
нельзя быть совестливым завтра или вчера, можно только здесь и
теперь, совесть не развивается, не становится лучше или хуже, и
совесть, наконец, не имеет причин во внешних эмпирических
обстоятельствах - поступил по совести, потому что просто не могу
иначе, нет никаких других внешних причин. К тому же мысль о
совести и сама совесть - это одно и то же, совесть дана нам
только в мыслях, больше ее нигде нет, и, только находясь в
состоянии совести, способен человек о ней мыслить. Отсюда ясно,
что бытие вовсе не есть окружающий нас материальный мир,
совокупность вещей или какая-то высшая нематериальная субстанция
(Бог или мировой разум и т.д.). Бытие открывается нам,
становится доступным для нашей мысли, когда мы находимся в
специфическом бытийном состоянии - состоянии совести или любви
(любовь также не бывает на пятьдесят процентов, для нее также
нет никаких материальных причин и т.д.), в таком состоянии ума,
а не просто знания), когда приходят мысли и слова, в которых
звучит голос бытия. Такие мысли нельзя вызвать, сконструировать
усилием воли, такие слова нельзя придумать. Бытие - это то, что
всегда уже есть, оно может только отрыться нам, если мы усилимся
и если нам повезет попасть в соответствующее состояние.
Если до Парменида философы размышляли о существующих вещах, то
он первый начал размышлять о сущем как таковом, что, собственно,
и было началом философии. Философы стремились теперь познать и
объяснить то, что в принципе не могло быть предметом опыта, что
отсутствовало среди существующих вещей и отношений, что можно
познать только мыслью, и, следовательно, мысль сама по себе, как
они утверждали, может познать истину.
Философы открыли новое измерение универсума, которое было
несводимо природе - ни к окружающему миру, ни к природе
человека. Бытие и мысль сливаются, потому что их определения
совпадают. Парменид пришел, согласно Доброхотову, к такой точке
зрения, что среди мыслей как субъективных человеческих состояний
есть мысль, выводящая нас из субъективности. Бытие не
представимо, но мыслимо. Появился новый способ мышления,
считающий себя зависимым в своих основаниях от эмпирической
действительности - возникла специфичность философского знания.
Вторым мыслителем, поставившим вопрос о бытии, был Сократ.
Сократ не употреблял термина "бытие", но то, что он исследовал,
на что направлял внимание своего острого ума, и было бытием, тем
бытием, о котором говорил Парменид, но рассмотренным совсем с
другой стороны. Сократ также открывает реальность, которая не
является ни природой, ни человеком, это третья реальность,
которая дана в мышлении. Именно она соответствует тому, что
стало называться бытием.
Сократ, например, пытался выяснить со своими собеседниками, что
такое прекрасное, и получал ответы, что прекрасное - это
прекрасная девушка или прекрасная лошадь, или что-нибудь еще. К
таким же выводам приходили люди, i он спрашивал их, что такое
добро и зло. Оказывалось, что то, что с одной стороны может быть
добром, с другой - является злом, что злые поступки могут
приводить к добру и т.д. Оказывалось, что вещи и поступки
относительны, а л, идея, нечто общее в них - непреходящее и
неизменное. Непреходящи и неизменны прекрасное вообще, добро
вообще, справедливость вообще. Идеи, выражающие смысл, не
отражают нечто, какую-либо реальность вне их. Никакая реальность
идее, чистой мысли не соответствует, они сами являются
реальностью, несводимой ни к миру, ни к усилиям субъективной
мысли. Они - продукты сознания, но сознания особого,
специфических усилий мысли, мышление здесь - жизнь в строгом и
точном смысле этого слова Биологический и психологический смысл
и содержание жизни лишь производны от онтологического. Это
жизнь, когда нет готовых образцов, когда во всем нужно
сомневаться, когда нечто принимается и кладется в основание моих
поступков, потому что я так решил, а не кто-то за меня со
стороны, потому что мне был голос, голос Бога или голос бытия,
составляющего мою сущность. Когда я знаю из себя - это знание
несомненное и достоверное, тогда я не могу совершить плохого
поступка ни намеренно, ни нечаянно. Для святого нет закона -
скажут много позже христианские мудрецы. Мудрый человек не
делает ошибок
В то же самое время это знание имеет специфический смысл.
Добродетель - знание, красота - знание, и в то же время я знаю,
что я ничего не знаю. Знание о незнании есть самое глубокое
знание, его нельзя передать другому, оно может вырасти из
внутреннего осмысления. Это знание, постижение своего сознания,
мышления, пытающегося удержаться в своем бытийственном, т.е.
чистом статусе. Вещи не стоят того, чтобы их знать, Сократ,
например, не интересовался астрономией, а бытие знать
невозможно. Чем в большей степени мышление является мышлением,
чем больше исследует само себя, чем очевидней и надежней его
содержание, тем в большей степени оно существует, ибо тем более
совпадает со своей собственной природой. Тем больше оно
приобретает признаки бытия. То, что искала космология, было
найдено в человеке. Чем истинней мы мыслим, тем в большей
степени существуем.
То, что существует мысль, в строгом смысле слова не человеческая
мысль, которая тождественна бытию - основная идея Парменида.
Основная интуиция Сократа, подлинной мерой бытия может быть
индивид, живущий в особом бытииственном режиме - в том режиме, в
котором живут красота вообще, добродетель, ум. Добродетель
Сократа - то же бытие Парменида, она однозначна, неделима, не
имеет степеней, не может быть вчера и т.п. Обе концепции
открывают особый вид реальности, не являющейся ни космосом, ни
человеком, но относящейся к ним как действительность к видимости
В обоих случаях мыслить и быть - одно и то же'.
Синтез идей Парменида и Сократа - архетип всех будущих
онтологических концепций.