Что такое знание?
Трудно, может быть, даже невозможно дать четкое определение
того, что есть знание". Дело в том, что, во-первых, это понятие
является одним из самых общих, а таковым всегда сложно дать
однозначное определение. Во-вторых, существует достаточно много
различных видов знания, и их невозможно уложить в один ряд.
Приняв это во внимание, попробуем все же прояснить, что же такое
знание. обычно, когда мы говорим, что знаем нечто, мы полагаем,
что имеем об этом "него" достаточно правильное и достоверное
представление. Мы также убеждены в ом, что наше представление не
является заблуждением, иллюзией или только нашим личным мнением.
Наконец, мы можем привести какие-то обоснования и аргументы,
подкрепляющие это убеждение. Таким образом, в нашей обычной
жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют
реальному положению дел и которые имеют определенные основания.
Общий дух этого характерного для здравого смысла понимания
знания сохраняется и в эпистемологии, которая вместе с тем
уточняет и проясняет заложенные в этом понимании моменты.
Стандартная эпистемологическая трактовка того, что "субъект S
знает некий предмет Р" включает в себя следующие три условия:
(1) условие истинности (адекватности) - "S знает Р, если
истинно, что Р"
Я знаю, что Санкт-Петербург расположен севернее Москвы, если
Санкт-Петербург действительно расположен севернее Москвы. Если
же я утверждаю, что Волга впадает в Тихий океан, то это мое
утверждение будет не знанием, а ошибочным мнением, заблуждением.
(2) условие убежденности (веры, приемлемости) - "если S знает Р,
то S убежден (верит)в Р"
Когда я говорю, например, что знаю, что в России есть президент,
то я верю, что он действительно существует. В обычных случаях
знание, собственно, и есть такое убеждение или такая вера, их
невозможно разделить. Представьте себе ситуацию: вы подходите к
окну и видите, что идет дождь. Вы говорите: "Идет дождь, но я в
это не верю". Абсурдность этой фразы показывает, что наше знание
есть убеждение.
(3) условие обоснованности - "S знает Р, когда может обосновать
свое убеждение в Р" Это условие позволяет отграничить знание от
счастливых догадок или случайных совпадений. Положим, вы
спросили пятилетнего малыша: "Сколько планет в Солнечной
системе?" - и услышали в ответ - "Девять". Скорее всего, вы
решите, что он лишь случайно угадал верное число. И если он
никак не сможет обосновать свой ответ, хотя бы ссылкой на то,
что слышал это от мамы, то вы будете считать, что у него нет
настоящего знания этого факта.
Итак, в соответствии с этой "трехчастной" трактовкой можно дать
такое краткое определение: знание есть адекватное и обоснованное
убеждение.
Оно кажется достаточно простым и применимым ко всем видам
знания. Однако это не так. Каждое из этих трех слов скрывает под
собой проблему. Например, мы считаем, что механика Ньютона не
вполне адекватна и что ее сменила более точная теория Эйнштейна.
Но разве теория Ньютона в результате перестала быть знанием? И
была ли она знанием до Эйнштейна, когда в ее истинности было
убеждено большинство людей? Сходные слова можно сказать в адрес
тысяч теорий, которые раньше стали достоянием истории науки. Как
может обосновываться знание, и существуют ли достаточные
основания? Этот вопрос также далек от ясности. Далее, гипотезу
обычно рассматривают как форму знания, однако нередко ученые не
слишком убеждены в верности выдвигаемых ими гипотез.
Может быть, стандартное понимание знания слишком приблизительно
и грубо? Отчасти это так, но важнее то, что знание - очень
многообразный феномен, который трудно уложить в прокрустово ложе
одного определения.