Классический эпистемологический фундаментализм
Представление о том, что знание должно строиться на твердых,
достоверных и безошибочных основаниях, является наиболее
почтенной и влиятельной позицией в теорий познания. Ее можно
найти уже у античных философов, а в наиболее четком и
программном виде она была декларирована в Новое время, уже
известными вам Ф.Бэконом, РДекартом, Дж-Локком. Это
представление можно назвать классическим фундаментализмом,
поскольку он доминировал в классической философии, принимается
многими и до сих пор, а все альтернативы ему пока еще можно
описать как более или менее серьезные отклонения от него.
В классическом фундаментализме все наши представления
разделяются на два класса: те, которые основываются или
выводятся из каких-то других, и те, истинность которых не
основана и не связана с достоверностью и истинностью других
положений. Можно сказать, что эти последние представления
основаны на самих себе. Они-то и считаются последним основанием,
фундаментом нашего знания. Строение знания здесь напоминает вид
постройки: предполагается, что в знании существуют некоторые
твердью, не подверженные ошибкам базисные элементы, на которых
как на фундаменте воздвигается с помощью логически
контролируемых процедур - дедукции или индукции - надстройка
всего остального знания.
Существует два вида эпистемологического фундаментализма
-рационалистический и эмпиристский. Наиболее известным
представителем первого был Декарт, который полагал, что с
помощью интуиции можно обнаружить настолько ясные, отчетливые и
самоочевидные идеи (от относил к ним такие идеи, как
"существование Я", "существование Бога", "целое больше части" и
т.п.), что в их достоверности невозможно усомниться. Они
освещены естественным светом разума. Отправляясь от этих
базисных идей, с помощью дедукции можно строить всю остальную
систему знания, подобно тому, как в геометрии Евклида из
немногих аксиом выводится все наше знание о геометрических
фигурах. В эмпиристском фундаментализме, отстаивающем значение
естественного света опыта, в качестве базисных элементов берутся
данные непосредственного чувственного опыта. Здесь получает свое
выражение главный принцип эмпиризма Только суждения, выражающие
непосредственную фиксацию фактов с помощью органов чувств,
являются самодостаточными. Напротив, все остальные суждения
нуждаются в поддержке и могут получить ее только от суждений
чувственного опыта. Вот как эту установку защищал Мориц Шлик
(1882-1936), лидер Венского кружка, бывшего в 1920-30-е годы
цитаделью современного эмпиризма: "В любом случае независимо от
того, какую картину мира я рисую, я всегда буду проверять ее
истинность в терминах моего собственного опыта. Я никому и
никогда не позволю отнять у меня эту опору: мои собственные
предложения наблюдения всегда будут последним критерием. И я
буду восклицать: "Что я вижу, то вижу!"
Подчеркнем еще раз важный пункт, общий для обоих видов
эпистемологического фундаментализма. Базисное знание, трактуемое
в одном случае как ясные идеи разума, в другом - как данные
непосредственного чувственного опыта, полагается на роль
базисного потому, что оно истолковывается как абсолютно
достоверное и в принципе не подверженное ошибкам. Именно поэтому
оно, во-первых, может быть фундаментом и, во-вторых, от него
достоверность и истинность могут транслироваться,
распространяться на все остальное знание.
Нетрудно видеть теперь, чем должна заниматься эпистемология
согласно классическому фундаментализму. Она должна показать, как
наши представления и убеждения о мире природы, о нашей истории и
возможном будущем, о состояниях сознания других людей и т.п.
могут быть обоснованы, исходя из базиса, ограниченного,
например, только утверждениями о данных нашего чувственного
опыта. Если это удастся сделать, то эпистемология выполнит свою
задачу, если нет - то нам придется перейти в стан скептиков.