Русская философия
Русская философия:
опыт метафизики истории
В трудах, посвященных истории отечественной философии, проблема
присущего ей историзма традиционно занимает существенное место.
В.Зеньковский писал о том, что русская мысль сплошь
историософична. С точки зрения С."Франка, самое значительное и
оригинальное, созданное русскими мыслителями, относится к
области философии истории и социальной философии, Н.Лосский,
определяя характерные черты русской философии, отмечал
постоянный интерес к вопросу о сущности исторического процесса,
к проблеме метаистории. Согласно Н.Бердяеву, русская самобытная
мысль пробудилась на проблеме историософии.
Эти и другие русские религиозные мыслители XX века, по-разному и
нередко весьма критически оценивая историософский опыт своих
предшественников, в самой историософской направленности
отечественной философии видели ее сильную сторону. Г.Флоровский,
суровый критик пути, пройденного русской религиозно-философской
мыслью, высказал немало критических замечаний по поводу
историософии русских мыслителей XIX в.(Чаадаева, славянофилов,
Вл.Соловьева). В то же время он отнюдь не был склонен отрицать
ценность и значение этого историософского опыта. Нечувствие
истории приводит всегда к сектантской сухости или школьному
доктринерству... - писал Г.Флоровский. - Историческая чуткость
русской мысли и пройденный ею искус исторических размышлений и
переживаний - это лучший залог ожидаемого богословского
обновления. Можно сказать, что виднейшими представителями
отечественной религиозной философии XX в. историческая чуткость
русской мысли рассматривалась как важная особенность
предшествующей философской традиции, диалог с которой всегда
оставался существенным стимулом их собственного философского
творчества.