Русская философия
Историософия
русского романтизма: В.Ф.Одоевский
Для других мыслителей, живших уже в преобразованной Петром
России, тема арии также была неразрывно связана с вопросом о
смысле русской идеи, об исторических судьбах Отечества. На этом
этапе своего развития русская мысль, ащаясь к историософским
проблемам, в значительной мере опиралась на опыт
западноевропейской философской традиции. В 1823 г. в Москве
возникает первый в России философский кружок - Общество
любомудров. Одним из руководителей этого кружка был князь
Одоевский.
В.Ф. Одоевский (1803-1869), замечательный писатель, крупнейший
представитель русского романа. Он был знатоком европейской
философии, испытал глубокое влияние философских идей Шеллинга,
изучал патристику Итогом многолетних размышлений о судьбах
культуры и истории, о прошлом и будущем России и Запада стало
его главное сочинение Русские ночи( 1844) Содержавшаяся в
Русских ночах критика западной цивилизации во многих отношениях
близка позиции ведущих представителей европейского романтизма.
То, что русский мыслитель-романтик прежде всего не приемлет в
характере развития современной ему цивилизации -
односторонность. Односторонность есть яд нынешних обществ и
тайная причина всех жалоб, смут и недоумении, - утверждает он.
При этом Одоевский никогда не был противником научного и
технического прогресса. Уже на склоне лет он писал: То, что
называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка,
который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то
чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об
управлении аэростатам. Бесспорным фактом для него было и то, что
с каждым открытием науки одним из страданий человеческих
делается меньше. И тем не менее то направление развития
цивилизации, которое он наблюдал в Европе и в США, казалось ему
едва ли не тупиковым, потому что было связано с утратой
целостности и в душе отдельного человека, и духовной жизни
общества. Происходит, по его убеждению, и раздробление наук. Чем
более я уважаю труды ученых, - писал Одоевский, - тем более...
скорблю об этой... напрасной трате раздробленных сил. В целом
же, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь
технического прогресса, западная цивилизация из-за
одностороннего погружения в материальную природу может
предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. Но человек не
может жить постоянно в мире грез, а пробуждение вызывает у него
невыносимую тоску, тоску и раздражительность. Оценивая таким
образом итоги и дальнейшие перспективы развития цивилизации,
Вл.Одоевский с надеждой думал о будущем России. Надеялся он
прежде всего на то, что она сможет избежать односторонности
развития и будет способствовать сохранению в истории столь
необходимого человечеству начала всеобъемлющей многосторонности
духа.
Вл. Одоевский не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из
двух важнейших направлений русской общественно-философской мысли
первой половины XIX в. - ни к славянофильству, ни к
западничеству. Полемика славянофилов и западников прошлого века
- не только идейное противоборство. Этот спор-диалог многое
определил в характере русской философии и национальной
культурной традиции в целом. И центральное место в нем занимали
проблемы историософского характера.