Философия Средневековья
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как
правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в
раннехристианском периоде. Средневековую философию условно можно
разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое
представляет патристика (II-VI вв.); 2) анализ возможностей
слова - важнейшая проблема, связанная с христианской идеей
творения мира по Слову и Его воплощения в мире (V11-X вв.); 3)
схоластика (XI-XIV вв.). В каждом их этих периодов обычно
различают рационалистическую и мистическую линии. Однако стоит
подчеркнуть, что мысль рационалиста была направлена на
постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе как чудом наделенность
им мыслящего существа назвать нельзя), а мысль мистика обретает
логическую форму. Обеим этим линиям свойственно то, что
называлось схождением ума в сердце; это в свою очередь требовало
новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва,
исповедь, наставление, как правило, облеченное в форму притчи.
Именно потому, что философия составляла с мифологией,
называвшейся вплоть до XII в. спекулятивной философией, единый
идейный комплекс, она развивалась не только в светских школах (с
XI в.), а затем в университетах (с Х111 в.), но прежде всего в
монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее
известными стали францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура,
Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон
Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых философов Я
школ связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго
Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский,
Ансельм Кентерберийский).
Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (11-1V вв.) и
посленикейскую (IV-VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий
Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и
др.) и латинскую (Августин, Боэций и др.). При этом
греко-византийская философия отводит решающее место
непосредственному созерцанию Бога в схватывающем интуитивном
акте, то есть мистицизму, в то время как католическая мысль
развивается внутри пересекающихся линий мистицизма и
рационализма. Огромное значение в этот период играли споры с
неоплатонизмом, гностицизмом и возникавшими внутри христианства
ересями.
Философствование, выявляющее возможности слова, - это фактически
все средневековое философствование, его можно выделить в
отдельный период тоже весьма условно, поскольку это было
философствованием внутри новых охватываемых христианством
ареалов - территории будущей Западной Европы. Важнейшими
представителями такого философствования являются папа Григорий
Нисский, Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный, магистры
Каролингской Академии, прежде всего Алкуин. Особняком в этом
ряду стоит великий философ Иоанн Скот Эриугена. Л
Период, связанный со схоластическим методом исследования, также
можно подзделить надвое: ранний (X1-XI1 вв.) и поздний (XIII-XIVBB.).
Представителями раннесхоластического периода являются Иоанн
Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард
Клервоский и др. Представителями позднесхоластического периода -
Раймонд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский,
Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы экспериментальной
философии Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон и др.
Позднесхоластический период является периодом влияния арабской
философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей
Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и
веры, что способствовало потере равновесия между разумом и
верой.