Философская культура Древней Индии
Индийская культура является одной из самых древних в истории
мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской
философии оказал большое влияние на творчество крупнейших
мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер,
Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л.Толстой, Р. Роллан,
А.Швейцер, А. Эйнштейн, В.Гейзенберг и др. В самой Индии много
вековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения
не только для философов, но и выдающихся политических и
общественных деятелей: М.Ганди, Дж. Неру, С.Радхакришнана и др.
И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем
яснее и очевиднее становится роль Индии в судьба мировой
цивилизации и культуры.
Обычно под философским наследием Индии понимают философские
учения периода древности и средневековья, т.е. - индийскую
классическую (традиционную) философию в отличие от индийской
философии Нового времен XVIII-XX вв. В рамках этого
исторического периода выделяется три этапа развития индийской
философии, в общем и в целом соответствующих основным узловым
моментам социально-экономической истории древней и средневековой
Индии: одический - первая половина I тыс. до н.э. (время
разложения первобытнообщинного строя, возникновения
раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический - вторая
половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы
хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и
отношений форме варно-кастового деления общества); классический
- с первого тыс. н.э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и
развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной
структуры). Мы ограничимся рассмотрением ведического, эпического
и классического раннесредневекого (до Х в.) периоде ( истории
индийской философии.