Школы и течения в древнекитайской философии
Первую классификацию философских школ провел Сыма Тань (11-1 вв.
до н э ) в трактате Основные указания о шести школах. Его сын,
знаменитый историк Сыма Цянь (11-1 вв. до н.э.), включил этот
трактат в качестве 130-и главы в свои исторические записки. Сыма
Тань называет шесть школ: натурфилософов (инь-ян цзя),
конфуцианцев (жу цзя), моистов (мо цзя), имен (мин цзя),
законников (фа цзя), даосистов (дао дэцзя). Классификацию школ
продолжил Лю Синь (11 в. до н.э. - 1 в. н.э.). Она сохранилась в
повторении ее Бань Гу (32-92 н.э.) в Истории ранней династии
Хань К числу названных Лю Синь добавил еще четыре школы:
дипломатов (цзун хэн цзя) эклектиков (цза цзя), аграрников (нун
цзя), литераторов сяо шо цзя) Последняя не имела
самостоятельного значения, и общее число школ сводилось к
девяти. Группа авторов работ по военному делу также не
включалась в разряд школ.
Сыма Тань и Лю Синь положили начало традиционной версии
классификации школ (в Истории династии Суй их насчитывается уже
четырнадцать). Оба они не философы, а историки. Их классификация
имеет явно выраженный библиографический характер. С позиций
историко-философской науки она во многом условна В ней нет
единого критерия классификации: одни школы называются по имени
основоположника (моисты - последователи Моцзы), другие - по
групповому составу (конфуцианцы - ученые), третьи по основной
категории или символу (даосисты получили имя от Дао, законники -
от фа - закона и т.д.)
В древности существовало мнение, согласно которому происхождение
школ связывалось с родом занятий их первых представителей:
конфуцианство зародилось в среде чиновников, даосизм произошел
от официальных историков, натурфилософия обязана своим
появлением астрономам и астрологам, легизм разработан
чиновниками судебного ведомства и т.д. Однако при всей их
разновидности учения всех школ можно свести к двум основным
течения - даосизму и конфуцианству, между которыми особое место
занимает ицзинистика.