Становление китайской философии. Культура Дао
Школы и течения китайской философии объединяет общее
происхождение. Их единый корень - культура Дао. Различия между
ними заключаются в мировоззренческой ориентации и методах
последующей реставрации Дао. Отсюда вытекают основополагающие
характеристики китайской философии:
китайская философия в своих истоках и эволюции есть философия
Дао;
китайская философия носит реставрационный характер, реализующей
ее творческие потенции.
В социально-историческом и теоретическом срезах становление
китайской философии охватывает два периода: родовой и переходный
от рода к государству периоды с соответствующими им типами
мировоззрений. Дао вызревает в первый период. Это не понятие,
выработанное познавательными усилиями мудрецов, а живой символ и
живая органическая культура. Согласно древним философским
представлениям Дао рождается в космической пустоте (сюй). Под
действием вселенско-космических ритмов инь-ян пустота-вакуум
заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом
огненно-световом спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое
яйцо). В себе он несет телесно-духовно-идеальную и
тео-зоо-антропоморфную сущность. Под действием собственного
вращения эмбрион Дао расширяется и претерпевает дифференциацию.
По горизонтали он делится на пять элементов в виде креста: один
элемент остается в центре, четыре другие занимают позиции по
сторонам света. По вертикали он тоже делится на пять элементов.
Они располагаются один над другим и образуют вертикальный столб.
Элементы горизонтали и вертикали являются зеркальными аналогами
друг друга. Такой принцип деления выполняет роль
структурно-функционального архетипа Дао и называетсятся син -
пять-на-пять агентов движения. В динамике элементы
горизонтального креста вращаются в круговой связи. Каждый из них
попеременно заходит в центр. Элементы вертикального столба
пронзают центр и снуют туда-сюда. При этом зеркальные аналоги
встречаются в центре и сливаются в один бинарный элемент. Полный
цикл сопряжения пятичасовой горизонтали и пятичасовой вертикали
сплетает 25-частную спираль Дао. Элементы горизонтального кольца
улавливают и генерируют вселенско-космический ритм инь. Это
женские элементы. Элементы вертикального столба улавливают и
генерируют ритм ян. Они являются мужскими элементами. Бинарные
элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют
новый ритм цзы. Это детские элементы. Противолежащие
относительно центра элементы инь и ян вместе с центральным цзы
образуют в вертикали и горизонтали по две зеркальные триады
инь-изы-ян, которые выполняют функции энергетических движителей
спирали Дао. Спираль Дао сепарирует телесно-духовно-идеальную
смесь эмбриона Дао и создает космос. Телесная тяжелая и темная
сущность осаждается и образует Землю. Идеальная легкая и светлая
поднимается и образует из светящихся образов солнца, луны, звезд
и созвездий Небо. Духовная (пневматическая) веет невидимым
ветром посередине. Аналогичная сепарация осуществляется и с
тео-зоо-антропоморфной сущностью: первопредок - бог помещается
на Небе, вещи - на Земле, человек - в центре. В едином
сферическом объеме Дао они сплетают три генетических спирали,
где элементы одной, имея преимущество собственного качества,
свободно превращаются в элементы двух других. Таким выглядит
организм культуры Дао. Его нескончаемая жизнеспособность
обеспечивается ритмами инь-ян, поведенческая сторона выражается
в космическом танце (у), словесно-смысловая в песнопении (гэ).
Расцвеченный пятью цветами и настроенный на пять тонов
сферический организм-космос Дао поет и танцует в ритмах
собственного естества (цзы жань). Телесная, духовная и идеальная
сущность спирали Дао несут на себе смысловые узоры (вэнь ли),
которые человек использует в качестве иероглифических знаков для
обозначения ее элементов. Для иллюстрации возьмем горизонтальный
пятичастный крест.