Переходный тип самосознания.
Рождение философа-мудреца
С переходом человека к техническому производству происходит
деформация гармоничной спирали Дао. В ней выбивается центральный
элемент цзы, и на его месте образуется пустота (сюй). Поток
генерации природно-естествен-ной жизни (цзы жань) в звене цзы
прерывается; телесная, духовная и идеальная сущность
расслаивается; единство первопредка-бога, человека и вещи
распадается. Космос Дао ввергается в хаос. Трагические условия
действительности побуждают человека к поиску путей умиротворения
хаоса. Из среды людей выделяются мудрые личности, которые
занимают место цзы пустого центра сферы Дао. Они пытаются
соединить прерванные телесно-духовно-идеальные потоки спирали
Дао и воссоздать былую гармонию, что оборачивается
саморефлексией и рождением в недрах переходного мировоззрения
первой философии. Попытка сведения телесных противоположностей в
непротиворечивое тождество дает эффект философской онтологии,
духовных противоположностей - психологии идеальных -
гносеологии. В направленности на человека, первопредка - бога и
вещь они дифференцируются еще на антропологию, теологию и
космологию. В дополнение к предыдущим здесь проявляются другие
характеристики китайской философии. Во-первых, все
древнекитайские философы по наименованию занимаемого ими центра
цзы (дитя) в спиральной системе инь-цзы-ян Дао называются цзы -Лаоцзы,
Чжуанцзы, Кунцзы, Мэнцзы, Ханьфэйцзы, Сюньцзы и т.д. Во-вторых,
философствование принимает ценностную направленность - на
гармонию, что закладывается в вертикальную составляющую спирали
и космоса Дао: все ценности символически фиксируются вверху на
Небе, откуда они философской работой сознания совлекаются вниз
на Землю. Космос Дао в природном и социальном значении
приобретает наименование Поднебесной (тянь ся; буквально, вниз
от Неба). В-третьих, философ занимает срединное положение между
природно-социальным Верхом и Низом, он становится проводником
идеально выраженных ценностей сверху вниз и материальных
запросов людей снизу вверх. Золотая середина отныне становится
исконным философским местом (в конфуцианстве имеется даже
специальный трактат Чжун юн - Учение о середине). В-четвертых,
позицию цзы занимает человек, а это звено в системе инь-цзы-ян
Дао является духовным центром. Поэтому человек получает здесь
прежде всего духовную определенность, и его философствование по
реставрации Дао наполняется антропологическим содержанием и
начинается с духовной проблематики син - Дэ (добродетель), Жэнь
(человеколюбия), И (долга). Ли (ритуала), Синь (доверия).
В-пятых, философ-мудрец центра Дао сводит в тождество
распавшиеся противоположности инь и ян и разводит их в
зеркальном различии на вертикальную и горизонтальную
составляющие спирали Дао. Его философствование при этом насквозь
пронизывается живой диалектикой. В-шестых, Дао в диалектической
спирали генерируется в вертикальном социоприродном векторе
Поднебесной на трех уровнях в трех качествах: рождается в ритмах
инь и ян вверху на Небе, наследуется в центре добротой (шань) и
завершается внизу на Земле человеческой природой-натурой (син).
Мудрец утверждается в центре Дао как ставленник естественности
(рода) и искусственности (цивилизации, государства). Он попадает
в двойственное: род как форма спонтанно регулирующей общности
уже исторически умирает, цивилизация как форма законодательной
упорядоченности еще только нарождается. Воздействие той и другой
форм на человека отдает противоборством, и люди увязают в хаосе
войн. Ни та, ни другая формы не удовлетворяют запросам
умиротворения, и мудрец прибегает к единственно возможному
способу - коллективной мантике, которая сочетает в себе принципы
родовой и государственной регуляции обществом. Исходные
основания такой мантики заложены в Книге Перемен (КП).
Собственно философствование, таким образом, предваряется
переходным типом раннефилософского сознания, а философу
предшествует совершенномудрый человек.