Философия Книги Перемен
КП в настоящем виде имеет графико-иероглифический состав. В
основе системы КП лежит дихотомия Великого Предела (Тай цзи),
который делится в порядке 1 -2-4-8-16-32-64. Великий Предел (ВП)
- это единораздельная целостность инь и ян и по сути своей есть
эмбрион Дао (цзы). Деление ВП выражается в символике графических
черт: ян обозначается цельной чертой --, инь - прерванной - - .
На третьей стадии деления ВП образуется спиральная генетическая
матрица из восьми элементов. Графически они изображаются каждый
в составе из трех черт и в современной ицзинистике называются
триграммами (ТГ). Примером такой матрицы служит вариант порядка
восьми символов по Фу Си
По горизонтали ТГ располагаются в пределах основных и
промежуточных сторон света, образуя с центральным символом
эмбриона ВП диагональный и пятичастный кресты. Нижняя черта в
каждой ТГ символизирует Землю, верхняя - Небо, средняя - Центр.
Динамика черт в трех позициях отображает динамику космоса. В
вертикальном столбе ТГ располагаются в зеркальном отражении
(поворот на 180 градусов). При этом ТГ Дуй и Сюнь, Чжэнь и Гэнь
(ТГ диагонального креста) трансформируются друг в друга, ТГ Цянь,
Кунь, Ли, Кань (ТГ прямого креста) остаются неизменными.
Сопряжение ТГ горизонтального кольца и вертикального столба дает
в полном цикле 64-частную спираль гексаграмм (ГГ) (ТГ поочередно
прилегают друг к другу и образуют символы из шести черт, то есть
ГГ). Эта спираль замыкает дихотомическую генерацию ВП.
Иероглифическая часть включает названия ТГ и ГГ, афоризмы и ГГ в
целом, афоризмы к каждой черте ГГ и комментаторские тексты,
получившие название Ши и - Десять крыльев (три из них делятся
надвое соответственно делению порядка 64 ГГ на верхнюю и нижнюю
части): Туань чжуань, Сянь чжуань, Сицы чжуань (все из двух
частей), Сюйгуа чжуань, Цзагуа чжуань, Вэньянь чжуань, Шогуа
чжуань - итого десять текстов. Графическая система КП не
изобретается мудрецами, она выводится из ар-хетипических глубин
Дао на поверхность человеческого сознания и фиксируется в
графической символике. Авторами ее в равной степени называются
человек, первопредок и природа (Небо). Эта система с пустым
центром (всего восемь возможных наборов ТГ из черт инь и ян)
отражает именно этап деформации Дао в переходный период. Центр
ее занимает человек, который пыгается совместить и согласовать
родовые и цивилизованные запросы. По системе КП он буквально
пытается высчитать благоприятный и неблагоприятный исход
грядущих событий. Для этого в мантические операции вовлекалось
большое количество людей и спецов-гадателей во главе с
ваном-царем. Мантические действа проводились чуть ли не
ежедневно и имели первостепенное хозяйственно-экономическое,
военное и политическое значение. Известны даже центры, наподобие
Дельфийского оракула греков. Один из таких центров располагался
на местности вблизи современного г.Аньян. Собственно философия
КП вырастает в комментариях графики и афоризмов (Сицы, Шогуа),
что и является философской продукцией мудреца. Отчетливо
просматривается наличие трех типов философских субъектов:
совлршеи-номудрых людей глубокой древности (шэн жэнь) и даоского
совершенномудрого человека (шэн жэнь)конфуцианского благородного
человека или сына правителя (цзюньцзы). В центре их внимания
природно-социальный космос, человек и первопредок. Основная цель
- гармонизировать жизнь Поднебесной по ритмам инь-ян Дао системы
КП. Диалектическая стилистика философствования полностью
соответствует диалектике спиральной матрицы Дао ТГ и ГГ. Система
категорий выстраивается в порядке смены космологических циклов
Дао. Мантические операции как таковые в философском мышлении
опускаются, они трансформируются в философские приемы и методы
индивидуального сознания. Истина здесь логически не
доказывается, ложь не опровергается. В спиральном
пространственно-временном объеме Дао истина открывается. Система
КП в хронологических координатах прошлого, настоящего и будущего
постоянно работала на тогдашнее настоящее.