Философия древнего даосизма
Философский даосизм представлен авторским творчеством Лаоцзы (VI-V
вв. до н.э.), Ян Чжу (прибл.440-334 до н.э.), Лецзы (VI в до
н.э.), Чжуанцзы (ок.369-ок.286 до н.э.), авторов Хутайнаньцзы (II
в. до н.э.), в произведениях Даодэ цзин, Лецзы, Чжуанцзы,
Хуйнаньцзы (сочинения Ян Чжу утрачены). Основоположником
даосизма является Лаоцзы.
Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей
архетипа син Дао и выступает его философской парадигмой. В
мировоззренческо-ценностной ориентации даосизм обращен на
родовое прошлое, в котором усматривает природно-социальный
идеал. В центр Дао на место цзы даосизм выдвигает своего
ставленника-совершенномудрого человека. В его задачу входит
умозрительное считывание (видение) в архетипе Дао естественных
принципов жизни и ретрансляция их в человеческую Поднебесную.
Лаоцзы отрицательно оценивает настоящее и квалифицирует его
состояние как всеобщий хаос. Причина усматривается им в некогда
совершенном цивилизацией нарушении естественного космогенеза (тео-зоо-антропогенеза)
Дао. В пределе своих космических истоков Дао есть вселенская
пустота с перпендикулярной натяженностью силами (= ритмами) инь
и ян. Свою философскую обязанность Лаоцзы видит в том, чтобы
вывести Поднебесную из трагических границ цивилизации, вернуть
ее по инволюционному маршруту к пустоте-Дао и оттуда уже вновь
пройти вместе с ней путь естественной генерации без
цивилизационных помех. Лаоцзы не приемлет борьбы, так как это
есть способ существования цивилизации и движущий мотив ее
развития. Он вводит принцип естественности (цзы жань),
посредством которого снимает цивилизационные атрибуты с
общества. Гармония Дао достигается не через цивилизацию и не
вопреки ей, а вне ее. Поэтому все вытекающие из естественности
принципы звучат с отрицанием не: недеяние, недвижение,
неслужение, неучение, неговорение, неименование, неборение,
ненасилие, незнание и т.д. Человек обращается к естеству, и
естество приходит само. Несомненно, людям трудно отказаться от
отвоеванного у природы и других людей, а ведь Лаоцзы проповедует
именно такой отказ и смерть цивилизации. Однако он не требует от
людей никаких чрезвычайных усилий. Нужно только, чтобы человек
восстановил в себе телесную, духовную и идеальную триады
инь-цзы-ян, и тогда постоянное Дэ (духовный аналог Дао, чан Дэ)
возвратит каждого и всех вместе к эмбриональным истокам
естества.
В этом ракурсе Лаоцзы проводит учение о генезисе и структуре
космоса Дао, космической душе, вещах, человеке и первопредке,
государстве, правителе, познании, совершенномудром человеке и в
критике конфуцианства выступает как первый историк философии.
Лецзы, Чжуанцзы, Хуайнаньцзы детализируют и развивают исходные
положения Дао дэ цзина, меняют стили, критическую направленность
вплоть до сближения в отдельных положениях с конфуцианством. В
Лецзы интерес представляет развернутая телесно-духовно-идеальная
космогония Дао, Чжуанцзы наряду с философскими мифологемами (в
жанре притч) дает изоморфную космосу подвижную диалектическую
систему понятий, Хуайнаньцзы делает широкие обобщения, включая
дофилософскую мифологию и данные древних наук - астрономии,
этнологии, этнографии, математики и т.д. В центре внимания у них
все также остается Дао.