Философия древнего конфуцианства
В истории китайской философии конфуцианство представлено
творчеством Конфуция (551-479 до н.э.), его ближайших учеников,
Мэнцзы (ок.372-ок.289 до н.э.) и Сюньцзы (ок.313-ок.238 до н.э.)
и отражено в текстах Лунь юй, Ли цзи Мэнцзы, Сюньцзы
(впоследствии в литературно-философских корпусах Сы шу у цзин и
Ши сань цзинь).
Конфуцианство базируется на вертикальной (янской) составляющей
архетипа у син Дао и представляет его мыслительную парадигму. В
мировоззренческо-ценностной ориентации конфуцианство обращено в
будущее, идеалом его является сильное государство и богатое
общество. В качестве действующего и размышляющего субъекта
конфуцианство выдвигает своего ставленника - благородного
человека. В задачу его входит генерация Дао, управление
государством и воспитание подданных.
Так же как и Лаоцзы, Конфуций отрицательно оценивает состояние
тогдашней Поднебесной. Великое Дао сокрылось во мраке, общество
великого единения разрушилось, теперь нужно через общество
малого процветания прийти к великому процветанию (Ли цзи). Выход
к нему Конфуций видит через цивилизационные начала. Мудрец
обращается к духовному архетипу у син - Дэ, Жэнь, И, Ли, Синь,
избирая человеколюбие (Жэнь) и долг (И) путеводными нитями.
Поднебесная считается одной семьей. Все звенья ее скрепляются
отношениями сыновней почтительности и отцовской любви.
Посредством этих отношений в процессе исторической динамики
благородным человеком генерируется новое цивилизационное Дао.
Связи между социальными верхами и низами ритуализуются (Ли),
скрепляются доверием (Синь) и почитанием предков. Для предания
системе устойчивости и постоянства она замыкается на циклы
природного космоса. Космос социоморфизируется и
духовно-поведенческие нормы архетипа у син действуют на человека
с силой естественной необходимости.
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются Конфуций,
Мэнцзы и Сюньцзы в методе генерации Дао по социоприродному
вектору Поднебесной - это проблема о духовном качестве природы -
натуры человека. По свидетельству учеников Конфуций уклонялся от
ответа. Мэнцзы считал, что природа человека добра. Сюньцзы,
напротив, признавал, что она зла, но ее можно исправит нормами
ритуала и долга. От решения этой проблемы зависела и оценка
качества самого Дао.
Древний даосизм, конфуцианство и ицзинистика оказали
определяющая влияние на всю культуру китайцев и в
модифицированном виде существуют сегодня, составляя неотъемлемый
арсенал философских традиций.